Почему полиция бессильна против маршруток-фантомов
После страшной аварии под Подольском, в которой погибли 18 человек, на московских и подмосковных трассах активно ищут потенциальные машины-убийцы. «Собеседник» принял участие в одном из таких рейдов
После страшной аварии под Подольском, в которой погибли 18 человек, на московских и подмосковных трассах активно ищут потенциальные машины-убийцы. «Собеседник» принял участие в одном из таких рейдов.
КАМАЗ-убийца
Мужчина за решеткой в цветастом женском халате и безразмерных шлепанцах-сланцах, который почти неслышно отвечает на вопросы судьи, то и дело вытирая грубыми, мозолистыми руками слезы, – эти кадры облетели мир и теперь навсегда останутся в памяти как иллюстрация к одной из самых жутких дорожных аварий в России.
На видеозаписи четко видно, как все случилось – как груженный щебнем КАМАЗ потерял управление из-за отказа тормозов, как водитель Грачья Арутюнян пытается вырулить, как навстречу ему выезжает рейсовый автобус и как в следующую секунду ЛИАЗ рвет пополам въехавшим в него грузовиком. 18 погибших и еще 33 человека в больницах. Виновник уже установлен – водитель КАМАЗа Грачья Арутюнян. Но, очевидно, пленку времени необходимо отмотать еще назад. Что привело к трагедии?
Обычный день, обычный рейс. Гражданин Армении Грачья Арутюнян приехал в Россию 2 месяца назад, чтобы заработать на надгробие погибшему сыну. На родине он получал бы 35 долларов в месяц, здесь такие деньги можно взять за один рейс. Поэтому, когда ему позвонил его старый знакомый и предложил перевезти щебенку, Грачья согласился, не раздумывая и не вдаваясь в детали.
Адвокат Арутюняна Эрик Чабанов уже сообщил, что КАМАЗ-убийца мало того что 2 месяца ездил с просроченными транзитными номерами, так еще был собран кустарным образом из трех старых машин.
Следователи ищут, но пока не могут найти владельцев смертоносного автомобиля. Все контакты – в телефоне Арутюняна, который потерян на месте аварии. Название фирмы – хозяина КаМАЗа самое расхожее – ОАО «Стройсервис», юридический адрес – липа, чистая формальность, по нему нет никакого офиса и в помине.
Купленные техосмотры, липовые освидетельствования, устные заказы, отъездивший свое автопарк – сколько всего таких потенциальных убийц без тормозов ездит по российским дорогам?
Бизнес с ветерком
Раннее утро. Место для «засады» долго искать не приходится – обычная остановка в центре нового микрорайона Московский, в 7 км от МКАДа, территория «новой Москвы». По статистике каждая третья-четвертая маршрутка, курсирующая по столице и области, – вне закона. «Найти и обезвредить» нелегальных перевозчиков сегодня должна группа из сотрудников ГИБДД, ФМС, государственного казенного учреждения «Организатор перевозок», а также нескольких журналистов, которым разрешили принять участие в рейде. Первая же проверка – в десятку.
– Наш клиент, – говорит сотрудник ГИБДД, едва заглянув в документы водителя маршрутки.
У шофера Эльдара («Эдик, если по-русски», – представился нам водитель) узбекские паспорт и водительские права, патент на работу в России, но нет путевого листа, копии лицензии и реквизитов компании-перевозчика. Фактически его и его маршрутки тоже нет. Она нигде не зарегистрирована, не числится, и в случае чего ее просто не найти. Она – фантом наших дорог. Реальны только деньги, которые собираются, и проблемы, которые могут случиться в любой момент.
– Как правило, такие «серые», нелегальные маршрутки появляются на тех направлениях, где большая загруженность и общественный транспорт не справляется, – рассказал мне заместитель начальника 6-го отдела ГКУ «Организатор перевозок» Андрей Бойко.
В народе такие маршрутки прозвали «джихад-такси» – за повышенную рисковость, безбашенность водил и общий нездешний колорит. Несколько дней назад и я прокатилась на такой. Полный салон, помимо сидячих мест, еще стоячие, а также висячие – на подножках и поручнях. Водитель одной рукой крутит баранку, другой держит телефон, заговорился и проскочил на красный. Пронесло. «Жигули» сбоку успели остановиться, визг тормозов, мат.
– Такие маршрутки представляют реальную опасность – как правило, это старые машины и страховки у них соответственно нет, так как работают они нелегально. Случись что, пассажиры не получат никакой компенсации (по страховке в ДТП с КАМАЗом пострадавшие получат по 2 млн рублей), – говорит Андрей Бойко.
Денежное место
Как пиратские суда, взятые на абордаж и спустившие флаги, две арестованные в микрорайоне Московский маршрутки сняли все таблички и указатели. Водителей пригласили в служебную «Газель» для составления протокола.
– Больше сегодня уже никого не выловим, – сокрушаются сотрудники: телефон у «маршруточной мафии» явно не испорченный – остальные «Газели» сразу как испарились, на остановке толпится народ. За происходящим с другой стороны улицы присматривают двое «бригадиров», которые переглядываются и переговариваются с задержанными водителями. Они почти довольны – сегодня обойдется только протоколом и штрафом.
– Третий раз за месяц, – философски заключает Эльдар.
Штраф немаленький – 5 тысяч рублей за нелегальные перевозки, но Эльдар сам не платит – отдает квитанцию хозяину, рентабельность бизнеса которого позволяет не переживать из-за каждого такого взыскания.
«Хозяева маршрутов» берут автохлам незадорого, ставят на маршрут и получают зарплату «живыми» деньгами каждый день. Средний владелец такого незаконного «таксопарка» имеет около 10 машин, загрузка каждой – 20 человек минимум, проезд – 35 рублей, 5–7 кругов в день по маршруту. Итого выходит больше 40 тысяч выручки в день.
А всего доход «черных» перевозчиков в Москве оценивается в 30 млрд рублей в год. В теневых перевозках работают в основном иностранные граждане из ближнего зарубежья.
...С квитанциями проштрафившиеся водители возвращаются к машинам. Арестовать «Газель» и отправить на штрафстоянку могли бы только после замеров СО-СН, но сегодня в рейде нет такого оборудования.
Уроки ДТП под Подольском
6000 подмосковных автобусов пройдут дополнительные проверки технического состояния;
с ноября 2013 года водителей-иностранцев обяжут получать российские водительские права по соответствующим категориям, для чего им придется пройти через экзамен в ГИБДД;
ГИБДД Москвы и Московской области отдельно проверят транспортные предприятия, особенно тех водителей, которые неоднократно нарушали правила дорожного движения.
Признаки «джихад-маршрутки»:
транспортное средство явно старое: дверь заклинивает, тормоза скрипят, обшивка дребезжит, сиденья драные;
в салоне нет информации о перевозчике, контактных телефонов, не вывешена копия лицензии;
водитель не дает билетов.
Сергей Собянин, врио мэра Москвы:
«Необходимо самым серьезным образом ужесточить законодательство по отношению к нелегальным перевозчикам. Речь идет не только о нелегальных мигрантах, а вообще о нелегальных перевозчиках, которые работают в коммерческой сфере и на пассажирских перевозках, и на грузовых. Я думаю, комплекс этих мер мы обязательно разработаем и совместно с Министерством транспорта будем продвигать».
Читайте также:
Стали известны первые подробности ДТП в Новой Москве, в результате которого погибли 14 детей