13:20, 10 Июля 2013 Версия для печати

5 народов, находящихся на грани вымирания

11 июля отмечается Всемирный день народонаселения — именно в этот день в 1987 году население Земли достигло (по оценке ООН, которая и установила этот праздник) 5 миллиардов человек. В этот день мы решили вспомнить народности, которым на фоне общего роста численности землян грозит исчезновение.

1. В Дагестане осталось всего 1900 кубачинцев, известных во всем мире мастеров-оружейников и ювелиров. Кстати, у них распространены сразу три религии: зороастризм, христианство и ислам. Говорят, принимали ислам неохотно, в основном из-за того, что оказались в окружении мусульман. По преданиям, та часть села, которая имела крупные запасы свинины и стада поросят, обратилась в ислам на десятки лет позже — а до тех пор доедала свинину. Приняв же мусульманство, кубачинцы не забыли своих традиций, обычаев и обрядов: и сегодня можно увидеть на их свадьбах языческие ритуалы, например танцы по кругу с окровавленными шестами в руках.

2. Алеуты — небольшой вымирающий народ, живущий на Алеутских островах вблизи Аляски. В настоящее время алеутов чистой расы насчитывается не более 1000 человек. Для традиционных верований алеутов характерен анимизм. Они почитали духов предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца. С 1969 года алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков, что грозит полным растворением этноса.

3. Манси — «индейцы» из Свердловской области. Их немногим более сотни человек. Живут они на самом севере в Ивдельском районе. Так же, как их предки сотни лет назад, занимаются охотой и рыболовством. Катастрофически деградируют и вымирают. Проблема манси в том, что они не могут интегрироваться в современное общество. Если область рапортует о добыче и разработке полезных ископаемых, для малого народа это означает, что их родная земля, которую они обожествляли, гибнет. Одновременно уходят с планеты и эти люди. Вымирают от самоубийств и от алкоголизма, рожденного безысходностью, утратой смысла жизни, от отсутствия медицинской и социальной помощи. Самые печальные последствия для малого народа имели рыночные реформы. Манси оказались фактически брошенными на произвол судьбы после развала госпромхозов и лесхозов.

4. Энцы, которых осталось всего 200 человек. Они живут в основном в посёлках в устье Енисея и в Таймырском округе Красноярского края. Оленеводческое хозяйство энцев требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. Главенствующую роль в обществе играл мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчиков. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью. В настоящее время только 100 человек знают энецкий язык, а энецкая одежда полностью вышла из употребления.

5. Ижора – 450 человек в Ленинградской области. Ижорский язык включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под значительной угрозой исчезновения». Однако в Интернете существует самоучитель ижорского языка, написанный московским лингвистом-любителем и энтузиастом ижорского языка В. Чернявским. В настоящий момент в районе компактного проживания последних ижор продолжается строительство портов и промышленных зон в Усть-Луге и деревне Вистино, что грозит окончательно стереть этот малый народ с этнографической карты России. Для сохранения культурного наследия в Вистине создан краеведческий ижорский музей. В нём выставлены предметы ижорского быта. В деревне Горки существует фольклорный ансамбль «Шойкулан лаулат», исполняющий песни и частушки на ижорском языке. В Петербурге ижорские песни исполняет фолк-группа коренных народов «Корпи». В Центре коренных народов Ленинградской области проводятся курсы по изучению ижорского языка.

Конечно, на фоне многомиллиардного населения Земли цифры в сотни и даже тысячи представителей коренных народов кажутся мизерными. Но за ними стоит самобытная национальная культура, обычаи, язык. Нужно поддерживать малые этносы, помнить, что без них не может быть одного сильного народа.

Читайте также:

У кочевников Ямала время корпоративов

Россия потеряет 10 миллионов трудоспособных граждан 

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

00:02, 09 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза-старший – о спорном телевыступлении Татьяны Навки в концлагерной робе
»
22:08, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru выяснил, исходя из каких критериев следует выбирать санки для катания детей зимой
»
21:04, 08 Декабря 2016
Как вернуть деньги, ошибочно отправленные на чужой номер, выяснил Sobesednik.ru
»