01.07.2013

Академики РАН поддержали реформу Академии наук: мы сами о ней давно говорили

Предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о реформировании РАН уже на этой неделе могут быть рассмотрена Госдумой: соответствующий законопроект поступил в парламент от имени правительства 28 июня

Предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о реформировании РАН уже на этой неделе могут быть рассмотрена Госдумой: соответствующий законопроект поступил в парламент от имени правительства 28 июня.

А с понедельника Министерство образования и науки уже начало работать с институтами РАН, которые должны представить ведомству свою программу развития. Об этом сообщила вице-премьер Ольга Голодец. «И реально представители науки должны говорить, в какую сторону должно идти научное развитие нашей государственной программы», -- подчеркнула она.

Напомним, что реформа РАН предполагает слияние в одно научно-государственное объединение «Российская Академия наук» нынешней РАН, а также РАМН и Россельхозакадемию. Отменяется двухуровневая система: все член-корреспонденты академий станут академиками. Но прием новых членов начнется только через три года. Имуществом и землями новой РАН будет управлять специально созданное государственное агентство. Академикам поднимут зарплаты до 50 тысяч рублей (т.к. практически все они имеют должности в институтах и научных объединениях в системе РАН, это, фактически, плата за статус). В разы увеличивается финансирование академии: по словам Голодец, через три года оно составит 170 млрд руб. в год.

По мнению академического сообщества, реформа РАН назрела давно. «Во время выборов президента РАН только о реформе и говорили, признает Геннадий Красников, академик РАН, гендиректор «НИИ Молекулярной Электроники», - Но, думаю, Академия наук не слишком активно занималось реформой, поэтому взялось правительство».

«Если говорить об объявленной реформе, то с моей точки зрения, полностью неожиданной ее назвать нельзя. Во-первых, как только приходишь в Академию, от самих академиков слышишь, что нужны реформы. Во-вторых, целый ряд озвученных предложений мы уже обсуждали в своем кругу – я не понимаю, почему многие говорят, что для них это неожиданность», -- добавляет Леонид Вайсберг, член-корреспондент РАН, руководитель НПК «Маханобр-техника».

Перед РАН действительно тяжелые проблемы, считает он: это и старение РАН, и недостаточность научной инфраструктуры. Но надо понимать, что эти проблемы идут из 90-х, когда наука была лишена финансирования и будущих кадров: поколение, которое сегодня должно было составить костяк РАН, в те годы занято было выживанием и добыванием денег. «Сколько единиц интересовалось тогда физико-математическими, химическими специальностями? В лучшем случае, они шли в вузы на юридические или экономические специальности, в худшем – в ларьки. Тогда произошел настоящий срыв, в науку не пришло целое поколение. Отсюда – и сегодняшний кадровый голод в науке», убежден Вайсберг.

«Ясно, что задача РАН – это фундаментальная наука, ею и надо заниматься, -- говорит Юрий Шокин, директор Института вычислительных технологий Сибирского отделения РАН. -- Ясно, что для этого нужны кадры. А значит, нужно заниматься образованием – университетским прежде всего. Ясно, что многие результаты фундаментальной науки можно применить на практике – это означает, что и прикладные работы должны идти. То есть, это такой взаимосвязанный, логичный цикл, который не должен прерываться, а значит, нужно и проблемы в нем решать комплексно». Поэтому в ходе реформы надо задействовать научное сообщество, уверен ученый, предусмотреть, чтобы были соответствующие наблюдательные советы -- в том же агентстве, управляющим имуществом, в других органах.

При этом, предупреждает Вайсберг, не исключено, что в период, пока РАН занята реформированием, поднимет голову лже-наука. «Велика вероятность прорастания сорняков в виде всяких общественных институтов, акционерных обществ якобы занимающихся наукой и претендующих на бюджетное финансирование, -- говорит он. -- Задача власти и научного сообщества – не допустить имитации научной деятельности со стороны вот таких невежд. Экспертная роль Академии наук не должна потеряться».

Четко прописать в законе нужно будет модель финансирования институтов. «Обязательно нужно прописать, что реформированная РАН -- это основной научно-экспертный орган, -- говорит Шокин. -- Значит, научное сопровождение всех госпрограмм должно вестись академическим научным сообществом». В этом процессе научное сообщество не должно стоять в стороне, уверен он. «Мне кажется, научному сообществу надо сейчас занять конструктивную позицию и искать в новациях прежде всего, выгоду – не личную, а для развития науки», -- резюмирует ученый.

«Мы уверены, что реформа РАН пройдет с высочайшим результатом. Но одновременно власти нужно заниматься развитием и предпринимательской инфраструктуры. Потому что сегодня любые результаты Академии не воспринимаются адекватно экономикой и промышленностью. Научный результат превращается в инновацию, в движение вперед, когда есть конкуренция, есть широко развитое промышленное поле», -- отмечает Вайсберг.

Читайте также:

Дмитрий Ливанов рассказал, зачем нужно слияние всех академий наук России в одну

Академия наук угодила в диссертационный скандал

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика