17.04.2013

Марина Попович: Глупость Хрущева едва не убила Терешкову

Первым в космосе побывал Юрий Гагарин. А из женщин – Валентина Терешкова. Немногие знают, что вместо Валентины Владимировны в космос могла полететь совсем другая представительница слабого пола – легендарная летчица Марина Попович. Но не сбылось. Из-за мелкой прихоти генсека Никиты Хрущева

Первым в космосе побывал Юрий Гагарин. А из женщин – Валентина Терешкова. Немногие знают, что вместо Валентины Владимировны в космос могла полететь совсем другая представительница слабого пола – легендарная летчица Марина Попович. Но не сбылось. Из-за мелкой прихоти генсека Никиты Хрущева. 

Воюет за Сталинград

Несмотря на солидный возраст, Марина Лаврентьевна – это фонтан энергии. В кабинет в Международном центре Рерихов, где она вице-президент и где назначила встречу, она не вошла – влетела. Прямо с порога начала делиться новостями.

– Воюем, чтобы вернули городу имя Сталинград. – И видимо, заметив что-то во взгляде, сочла нужным объяснить свою позицию: – Сталин тут ни при чем, тут – от слова «сталь». Люди – будто из стали, поэтому в 1943-м они смогли отстоять свой город.

Упражнение «гестапо»

Впрочем, мы пришли говорить о другом…

– Марина Лаврентьевна, помните, как вас готовили «в космонавты»? 

– Было несколько этапов испытаний. Одно, помню, называлось «на испуг». Ты решаешь сложную математическую задачу, и вдруг в самый неожиданный момент начинает истошно звучать сирена, бьет в глаза несколько прожекторов! Но ты должен решить задачу. Не смог – до свидания. Было и такое упражнение, которое летчики между собой называли «гестапо»: человека клали на стол, крепко привязывали, брали у него из вены кровь, после этого стол переворачивали, и полчаса приходилось висеть вверх ногами. Если человеку становилось плохо – всё, не космонавт.

Я прошла все испытания. Однако последнее слово было за генеральным секретарем Никитой Хрущевым. А он сказал: «Никаких летчиц и никаких ученых! Полетят женщины только «от станка» или «от сохи»!» Так он решил выполнять завет Ленина, что «и кухарка может управлять государством». Глупый был человек. И нас, летчиц, прошедших суровую подготовку, не взяли. Взяли Валентину Терешкову – она работала на ткацкой фабрике – и еще нескольких девчонок-дублерш. Терешкова в космосе чуть не погибла – мне Сергей Павлович Королев позже рассказывал. Когда она вернулась, Королев сказал: «Пока я жив, ни одна женщина в космос не полетит!» И он сдержал обещание. Следующей полетела в 1982 году Светлана Савицкая, она была дочкой маршала авиации.

Зря женщин в летчицы не берут

– Женщин-летчиц вообще очень мало. Вы считаете это справедливым?

– После войны вообще был приказ: женщин в небо не брать, у них на земле дел много – война столько жизней унесла, надо рожать! Я, чтобы осуществить мечту, пробилась на прием к самому Ворошилову. Сказала ему решительно: «Климент Ефремович, я хочу летать!» Ворошилов спросил, сколько мне лет. Мне было 17. Но я зачем-то ответила, что 30. Ворошилов засмеялся и сказал: «Ну, раз такое желание – летайте!»

Но и сейчас, к сожалению, женщин в летчицы не берут. А зря. Мы более аккуратные и в технике – вопреки сложившемуся стереотипу – хорошо разбираемся. Вообще мечтается, чтобы наши русские космонавтика и авиация снова заняли почетное первое место в мире – как это было до распада Союза.

Марина Лаврентьевна Попович родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Смоленской области. Окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище). Доктор технических наук. В 1964 году стала летчиком-испытателем, на ее счету несколько мировых рекордов.

Автор и соавтор четырнадцати книг и двух киносценариев.

Григорий Владимиров.

Читайте также:

Летчик-испытатель Марина Попович: Инопланетяне уже прилетели!

Юрий Гагарин избежал трагической смерти и остался жив?

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика