Пошел на кижение. Новые подробности скандала в Кижах

Таких волнений здесь не знали со времен Кондопоги. Правда, повод нынче совсем другой – в Карелии протестуют против небывалого «эксперимента» министра культуры, назначившего «политического тяжеловеса» – местного экс-губернатора – директором музея «Кижи»

Таких волнений здесь не знали со времен Кондопоги. Правда, повод нынче совсем другой – в Карелии протестуют против небывалого «эксперимента» министра культуры, назначившего «политического тяжеловеса» – местного экс-губернатора – директором музея «Кижи».

Опыт на культуре

Бывший глава республики Андрей Нелидов на рабочем месте чуть больше недели и появляться здесь предпочитает в компании «старших товарищей». В первый день его сопровождал нынешний губернатор Худилайнен, прикрывший экс-коллегу от рассвирепевших музейщиков – те пытались не пустить нового босса в кабинет. При мне вторая встреча Нелидова с коллективом прошла под присмотром замминистра культуры Андрея Бусыгина, специально прибывшего в Петрозаводск.

Правда, за полчаса до этого Бусыгин увиделся с бывшим директором музея и извинился «за сумбур», связанный с ее увольнением. Напомню, об отставке уважаемой в коллективе Эльви Аверьяновой сотрудники и она сама узнали из новостей. И теперь замминистра вежливо внушал коллективу: старого директора не вернуть, а новый остается. Как минимум до сентября, когда предстоит некий «конкурс концепций развития музея».

– Лично я этого тоже не ожидал. Но министр принял такое решение, – известил Бусыгин. – У власти есть свои амбиции, которые надо принимать и понимать.

После спича гость из Москвы предложил перейти к вопросам.

– Может, сначала поаплодируем? – предложил директор Нелидов. Но его подчиненные явно не признавали никакой дипломатии:

– Не хотим Нелидова!

– Он с бизнесменами нам застроит музей!

Вопросы же сотрудников сводились к одному: как можно назначать на эту должность непопулярного в регионе чиновника, без всякого опыта музейной работы? Даже по закону минимальный опыт для такого поста – 5 лет в этой сфере. Ответ на претензии был один: решение экспериментальное и неизменное. Однако к подобному опыту власти, оказалось, шли не один год.

Лакомый остров

– Еще до Аверьяновой экс-губернатор Катанандов пытался посадить сюда своего человека, – рассказали мне сотрудники. – Чиновники постоянно рвались сюда директорами.

Рвение особенно усилилось после того, как первые лица начали оказывать Кижам бюджетные знаки внимания. (Например, в 2008-м Кижи получили почти 3 млрд рублей.)

С получением господдержки к острову наконец стали строить дорогу, что открывало музею небывалые перспективы. И губернатор Нелидов, хоть и пробыл на посту недолго, говорят, успел их оценить.

– В бытность губернатором – с июня 2010-го по май 2012-го – он много говорил о развитии туризма в республике, – вспоминает местный политолог Анатолий Цыганков. – И при нем появился некий проект «Духовное преображение Русского Севера», где речь шла преимущественно об экономическом освоении Кижей.

Нелидов подтверждает: этот проект он донес даже до прези­дента.

Проект предполагал застройку заповедных территорий тур-объектами (12 визит-центров).

– Любая стройка в Кижах запрещена законом, хотя Нелидов явно хотел это обойти, – уверена Эльви Аверьянова. – Был один яркий момент: незадолго до его отставки прежний глава Минкульта России Авдеев своим указом расширил границы охранной зоны заповедника. И Нелидов на совещании при всех наорал на меня, что я пролоббировала это решение, совершив диверсию против Карелии.

Никакая диверсия против Кижей, казалось, уже невозможна... Но пару месяцев назад идеи Нелидова вдруг получили продолжение – из уст его приближенного.

– В декабре общественный совет при Минкульте РФ рассматривал концепции развития музея. И одну из них неожиданно озвучил некто Иван Романов, бизнесмен, давний друг Нелидова, – рассказывает Анатолий Цыганков.

Сам Нелидов утверждает, что Романова на заседание не посылал. Тот сам поехал и натолкнул его на светлую мысль.

– Да, он взял кое-что из моего проекта, но это все его почин, ведь он сам хотел стать директором музея, – уверяет Нелидов. – Именно после его доклада я и узнал, что ищут кандидатуру, отправил свои документы в Минкульт – и выбрали меня.

В глушь, в музей

Удивительный конкурс нынче в музеях – бизнесмены, политики... Странно только, что, объясняя назначение Нелидова, глава Минкульта Мединский практически цитировал «независимого кандидата» Романова. Мол, прежнее руководство музея тратило много бюджетных денег, зарабатывало мало, посещаемость туристов падала.

– Нас обвиняли даже в том, что музей якобы взвинтил цены на проезд до острова, – рассказывают сотрудники. – А при чем тут мы?! Единственный монополист летом возит туристов на древней «Комете» (владеет которой, к слову, друг Нелидова) за 2500 рублей с человека.

– Да, это мой друг. Но у нас с ним не такие отношения, – как-то странно признал Нелидов. И пообещал, что «административным ресурсом» добьется прихода другого перевозчика и снижения цен.

– Что ж вы не добились, когда были губернатором? – вопрошали музейщики.

Нелидов пояснил: тогда на Кижи не хватало времени. Зато теперь он готов жить на острове.

– Эти девять месяцев без работы я думал, чем же заняться. А после доклада Романова понял: хочу уехать подальше от цивилизации и делать хорошее дело в культурной жемчужине, – говорил мне Нелидов. – Хотя меня звали в политику – были приглашения в Москву из администрации президента.

Очевидно, и «дауншифтинг» в Кижах Нелидову устроили сверху. Бусыгин не раз упоминал, что решение принималось «по согласованию с АП».

Музейщики между тем продолжают бунт против нового руководства. Провели пикет в выходные, скоро обещают и митинг. Несмотря на все заверения Нелидова не работать с Романовым и музей не застраивать.

– Они надеются, что шум уляжется и они по-тихому провернут свои планы, – говорят сотрудники.

Наша справка

Музей-заповедник «Кижи» вклю­чает 89 памятников архитектуры и этнографии, большинство из них расположены на острове Кижи в Онежском озере в 68 км от Петрозаводска. В том числе ансамбль Кижского погоста, включающий главный памятник – 22-главую Преображенскую церковь, где в данный момент проводят реставрацию. С 1990 года ансамбль находится под защитой ЮНЕСКО.

С 1993-го собрание музея входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Ежегодно всемирно известный комплекс посещают в среднем лишь 160 тысяч человек. Причина – труднодоступность острова. С мая по сентябрь сюда можно добраться по воде – круизными или рейсовыми судами. В зимний период – только на вертолете.

Фото предоставлено пресс-службой музея

Читайте также

Министр культуры Владимир Мединский пообещал погасить скандал между директором и музейными сотрудниками "Кижей"

Сотрудники музея "Кижи" попросили Мединского уволить директора Андрея Нелидова: руководитель заповедника хочет начать строительство бизнес-центров

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика