Их творческие кланы. Кто и как поделил современную русскую литературу

Писательство у нас за редким исключением неприбыльное занятие, и схватки за поездки на книжные ярмарки и премии остаются любимым развлечением литераторов. Отчасти и поэтому российское писательское сообщество расколото на бесчисленные группировки

Писательство у нас за редким исключением  неприбыльное занятие, и схватки за поездки на книжные ярмарки и премии остаются любимым развлечением литераторов. Отчасти и поэтому российское писательское сообщество расколото на бесчисленные группировки.

Нереальный реализм

Наиболее перспективная и энергичная команда, у которой есть и свои печатные органы, и представительство в Сети, и клан критиков, обслуживающий интересы собравшихся, – «новые реалисты», которым 35–40 лет. Больше всего они похожи на круг Горького – «Максима и подмаксимковок», как называли их пародисты.

В роли Горького выступает Захар Прилепин, тоже нижегородец и тоже под псевдонимом, а его ближайшее окружение – Герман Садулаев, Сергей Шаргунов, Сергей Самсонов, Денис Гуцко и Роман Сенчин.

Не сказать, чтобы все перечисленные авторы были сугубыми реалистами – они скорей реалисты в мировоззрении: их сайт «Свободная пресса» – пример оппозиции слева, когда власть критикуется за недостаток реальных мобилизующих дел и за безразличие к массам.

«Новые реалисты» рассказывают о проблемах бедного городского и сельского населения, а к среднему классу относятся брезгливо-иронически.

Их поддерживает тройка молодых критикесс ПоПуГан (Елена Погорелая, Валерия Пустовая, Алиса Ганиева). Ганиева примыкает к «реалистам» и как прозаик – только что вышел ее роман «Праздничная гора».

Писатели правой, или либеральной, ориентации составляют несколько менее сплоченную, но людную компанию. В основном это круг журналов «Знамя» и «Новое литературное обозрение». Именно они пользуются дружной ненавистью почвенников-патриотов.

Среди них наиболее заметны близкие по взглядам Борис Акунин, Людмила Улицкая, Игорь Иртеньев, Алла Боссарт, Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, а присяжным критиком этого направления выступает Андрей Немзер. Единомышленники этой группы – Ирина Прохорова (издатель «НЛО»), Сергей Чупринин и Наталья Иванова (руководители «Знамени»).

Впрочем, среди либералов есть и патентованный консерватор Александр Кабаков, что не мешает ему считаться учеником Аксенова и дружить с ярым антикоммунистом Евгением Поповым.

Несколько радикальней в эстетическом отношении круг Дмитрия Кузьмина, создавшего когда-то литературное сообщество «Вавилон», закрытое в 2004 году.

Фантастическая дружба

Современные российские авторы, лучше всего известные за границей, часто ездят на книжные ярмарки, и это вызывает стойкую ненависть патриотов, полагающих, что они-то там представлены  недостаточно.

Трудно сказать, кого сегодня можно считать полноценным почвенником: эта публика постоянно ссорится, решая, кто из них подлинно русский. Известных почвенников очень мало – разве что классики: Распутин, Белов.

Наиболее громкие имена – Александр Проханов, Юрий Козлов, Владимир Личутин, литературный критик-политик Владимир Бондаренко, а главные печатные органы – «Литературная газета» и литприложение к газете «Завтра».

Среди условных патриотов есть и некоторое количество молодых – бард Марина Струкова, скажем, – но их сочинения обычно ниже критики.

Делаются регулярные попытки подверстать к почвенникам бесспорно талантливого Алексея Иванова, но он сидит себе в Перми и в литературные игры не играет.

Клан фантастов – самый сплоченный и плодовитый.

Множество специальных конгрессов, плотные межреспубликанские связи, уцелевшие и после распада СССР, плюс масса представителей в регионах делают фантастов дружной и потому непоправимо отдельной командой.

Они прекрасно чувствуют себя без толстых журналов и официальных литературных премий вроде «Большой книги» (у них навалом собственных).

Лукьяненко, Каганов, часто пишущая фантастику Ольга Славникова и многие другие – все они во главе с патриархом Борисом Стругацким составляют гордость русской литературы и не дают своих в обиду, хотя плохой фантастики в России тоже хватает.

Есть в российской литературе и десяток принципиальных одиночек, потому что именно одиночество в литературе продуктивнее всего – по крайней мере как стиль поведения.

За дачи писателей

Помимо творческих, существуют и «имущественные» литературные группировки. После перестройки Союз писателей СССР принялся неудержимо дробиться – не только на национальные отделения, но и на левых, правых, славянофилов, западников и т.д.

Возглавляемый Михалковым и Бондаревым Союз писателей РСФСР поделился на Союз писателей России («патриоты») и Союз российских писателей (не столько либералы, сколько противники «патриотов»).

Бесконечная тяжба вокруг невеликой союзной собственности длится по сей день. Союз писателей России никак не может определиться с будущим писательского поселка Переделкино, о судьбе которого литераторы разговаривали с Путиным два с половиной часа из трех, когда 7 октября 2009 года он позвал их на день рождения.

Особенно усердствовал Юрий Поляков, на чью переделкинскую дачу однажды уже совершили нападение: он утверждал, что ему мстят рейдеры, поскольку Литфонд России пытается, по его мнению, писателей выселить, а дачи отдать нуворишам.

Читайте также

Захар Прилепин: Современная литература - это градусник разложения России

Писатель Лукьяненко: Мир держится, несмотря на ошибку. И может, даже благодаря ей

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика