12:00, 08 Октября 2012 Версия для печати

Выпил, порулил – в тюрьму. Как бороться с пьянством за рулем?

Спросите любого, кто садился за руль подшофе, о чем они думают и что чувствуют в этот момент. Те, кто не врет, признаются, что боятся. Но боятся не своей неадекватности и не того, что могут навредить другим, – они боятся попасться гаишникам. Страшная трагедия в Москве, когда пьяный лихач убил 7 человек, показала: боятся, видимо, недостаточно.

Лишили прав навек, а он ездит!

Реакция на случившееся на Минской улице была почти мгновенной. Всего через пару дней после ДТП стало известно: уже имеется законопроект, который ужесточил бы ответственность за пьянку за рулем. Наиболее радикальное предложение, озвученное после трагедии, касалось пожизненного заключения для виновников «пьяных» ДТП со смертельным исходом, наиболее взвешенное – возвращение балльной системы, которая существовала в стране с 1959-го по 1987-й и затем с 1993-го по 1997-й. Отменена она была как инструмент коррупции.

Вячеслав Лысаков (возглавляет рабочую группу Госдумы по разработке закона о пьянстве за рулем) уверен: сейчас нужно не что-то одно, а ряд мер, в том числе жесткие штрафы и отмена нуля промилле, который в народе окрестили «сухим законом».

– Эта проблема назрела давно, – констатирует Лысаков. – И мы еще с начала года стали готовить поправки в законодательство. Проект почти готов. Речь в нем пойдет не только об ужесточении штрафов. Проблема же шире. Вот, скажем, поймали пьяного за рулем, лишили прав на 2 года – казалось бы, вопрос в отношении его закрыт. Но это не так.

Несмотря на отсутствие прав, он ездит и дальше. Сегодня каждый раз, когда такого нарушителя ловят, ему добавляют еще 3 года к сроку лишения прав, плюс ему грозит еще и арест до 15 суток. И это всё. В итоге есть люди, у которых срок лишения составляет уже 50–70 лет, и им на это наплевать – они выпивают и ездят, пока не становятся виновниками самых страшных аварий. Нужна так называемая балльная система. А тех, кто позволяет себе и после лишения прав садиться за руль, нужно лишать самой возможности садиться за руль – конфисковывать автомобиль. Каким образом это будет происходить, будет ли машина изыматься навсегда или на время лечения хозяина – вопрос пока открытый.

Кроме конфискации авто, предлагается ввести для пьяных лихачей общественные работы и ужесточение уголовной ответственности, чтобы убийцы 7 человек не отделывались девятью годами тюрьмы. Какие из предлагаемых поправок будут приняты, мы узнаем уже совсем скоро. По мнению Лысакова, случиться это должно до конца года, поскольку законопроект находится под пристальным вниманием президента РФ. Первое чтение намечено на середину октября.

Сел раз – сядет и второй?

По статистике Минздрава, 2,7% российских водителей регулярно ездят нетрезвыми, 14,8% признались (анонимно), что они садились за руль и в сильном опьянении. Можно предположить, что реальность еще более пессимистична. А сколько водителей позволяли себе такое «всего разок», можно только догадываться. Психиатр-нарколог Алексей Магалиф считает: однажды осознанно сел пьяным за руль – почти наверняка сядет снова.

– Так будет продолжаться, пока не поймают, – объясняет психологию любителей пьяной езды доктор Магалиф. – Дальше все зависит от того, какие выводы сделает пойманный нарушитель. Некоторым этого достаточно. Другие, прикинув невеликую вероятность попасться снова, решают, что можно ездить так и дальше. Третьи просто не могут не пить.

Поэтому тех, кто попался подшофе во второй раз, необходимо ставить на учет к наркологу с жестким условием: возвращение водительских прав возможно только после того, как врач даст заключение, что нарушитель готов к нормальной социальной жизни. Ведь если у человека зависимость, он терпит и ждет, когда удастся выпить. Такой водитель находится в постоянном стрессе и на дороге опасен, даже если он не в состоянии опьянения. Давать ему возможность ездить нельзя – ему необходимо оказать медицинскую помощь вплоть до принудительного лечения.

По мнению наркологов, пьяные на дорогах – это лишь часть общей проблемы алкоголизма в стране. Пьянка длиной в неделю у нас считается доблестью и поводом для шуток, пьяная езда без последствий – примером мастерства водителя. Ушел пьяным от погони – герой. Попался, но сумел отвертеться – тоже сойдет за небольшой подвиг.

– Очень часто такие вещи – калька с поведения власть имущих, – объясняет Алексей Магалиф. – Все мы ездим по дорогам и видим, что все равны, но есть и те, кто равнее. Такой расклад многих водителей не устраивает, поэтому они осознанно нарушают большинство ПДД. Увеличение штрафов тут не поможет. Если сесть за руль выпившим у нас воспринимается как подвиг, бороться с этим нужно не только штрафами, но и общественными работами. Чтобы все видели, как «герои» метут улицы.

Надо убирать ноль промилле

В рамках законопроекта планируют рассмотреть и опыт Японии, где за пьянство за рулем грозит как минимум штраф, эквивалентный нескольким тысячам долларов. Кроме этого, денежные взыскания там накладываются и на пассажиров такого водителя.

– В Европе самым жестким порогом является 0,2 промилле, – ссылается на западный опыт Вячеслав Лысаков. – Подобная мера помогла бы и нам избежать наказания невиновных, но жестко карать настоящих нарушителей. Надо убирать из закона этот злосчастный ноль промилле в крови, он ненаучен и несправедлив. Нужно реально понимать, где человек жахнул стакан и сел за руль, а где у него небольшое остаточное явление после выпитых накануне вечером нескольких бутылок пива или недавнее употребление лекарств.

В США водителя, попавшегося пьяным за рулем, штрафуют и в принудительном порядке отправляют на курс лекций о вреде алкоголя, а также на общественные работы. Но пьяная езда в Штатах может закончиться и уголовным сроком, даже если никто не пострадал. У нас же серьезная ответственность начинается, только если есть пострадавшие.

Но все же решением проблемы будет осознание водителями, что пить за рулем нельзя. Совсем. Ни капли. Убийцей может стать любой, кто думает, что пара-тройка рюмок никак не повлияют на его крепкий организм. Любой, кто уверен, что скорость реакции и опыт позволяют ему гонять по городу на предельной скорости. Любой, кто считает возможным ехать по встречке, если там свободно. Но как донести это до каждого, кто садится за руль?

Хроника

Гибнут под колесами каждый день

21 сентября прошло первое слушание по делу Екатерины Заул. В июле этого года недалеко от города Старая Купавна Ногинского района Московской обл. 24-летняя москвичка, выпив, села за руль внедорожника и на автобусной остановке сбила насмерть пятерых человек, включая семилетнего ребенка. Еще две девочки 12 и 15 лет чудом избежали смерти. Как пояснила Екатерина Заул, она не видела пешеходов вплоть до столкновения.

22 сентября, во Всемирный день без автомобиля, пивший два дня подряд Александр Максимов на огромной скорости снес автобусную остановку на Минской улице в Москве. Погибли 7 человек: 5 воспитанников детского дома 15–17 лет и их воспитательница с мужем.

22 сентября трое человек погибли в ДТП в Кирове. Водитель джипа BMW, который неоднократно грубо нарушал ПДД, на большой скорости врезался в ВАЗ-2111, а дальше протаранил еще и шедшую за «одиннадцатой» ВАЗ-21093.

23 сентября в Москве на Рязанском проспекте произошло лобовое столкновение маршрутки и джипа Lexus. По предварительным данным, ДТП произошло на реверсивной полосе, движение по которой было закрыто в обе стороны. Водитель Lexus и его пассажир погибли.

23 сентября в Тульской области на федеральной трассе «Дон» водитель автомобиля Ford, который только в 2012 году 35 раз был оштрафован за нарушение ПДД, не справился с управлением и вылетел на встречку. Там он столкнулся с Mitsubishi. Погибли трое: водитель Ford, его 14-летняя дочка и пассажирка Mitsubishi.

Компетентное мнение

Владимир Федоров, сенатор, экс-глава ГАИ РФ:

– Тема эта старая и больная. Но изменить ситуацию может только целый комплекс мер. Обязательно надо восстановить в УК статью о том, что состояние алкогольного опьянения при ДТП является отягчающим вину обстоятельством.

Соответственно и наказание увеличить. В «комплекс», как мне представляется, должны входить и следующие изменения. Например, дифференцированно подходить к наказаниям: если ДТП не было, алкотестер показал ничтожную долю промилле, а человек впервые нарушил, его надо только штрафовать. За повторное нарушение (без ДТП) – лишать прав на несколько месяцев. При систематическом нарушении (опять же без ДТП – за аварии надо применять уже статьи УК) лишать прав пожизненно. Но – как это практикуют во многих странах – лет через 5–6 все же дать человеку шанс продемонстрировать, что он исправился, и рассмотреть возможность повторно выдать ему права.

И главное – мне представляется весьма действенным обязать водителей, позволяющих себе садиться за руль после рюмки алкоголя, проходить медицинский курс. Если человек в принципе не алкоголик и пострадавших по его вине на дороге нет, обязать прослушать курс лекций о вреде алкоголя. Если же у нетрезвого водителя проявляются признаки алкоголизма, отправлять на лечение. Но прохождение «медицинского кордона» сделать для таких нарушителей обязательным в любом случае.

Читайте также

На месте трагической аварии в Москве многократно гибли люди

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

13:07, 11 Декабря 2016
Режиссер Юрий Кара рассказал в интервью Sobesednik.ru о проблемах отечественного кино
»
11:21, 11 Декабря 2016
Sobesednik.ru поговорил с Максимом Рыбиным – капитаном тольяттинской «Лады», чьи игроки с лета не получают зарплату
»
11:04, 11 Декабря 2016
Лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров решил попрощаться с карьерой телеведущего, узнал Sobesednik.ru
»