Генеральная уборка на Ямале

Статус мировой арктической державы обязывает. И вот в одной из самых северных точек России начали наводить порядок с экологии

Статус мировой арктической державы обязывает. И вот в одной из самых северных точек России начали наводить порядок с экологии. Тем более что уникальных мест на этой территории предостаточно – одних только заказников федерального значения пять. И везде водятся краснокнижные звери и птицы. «Собеседник» попытался понять, как можно «почистить» целый регион.

«Кухня погоды» всей планеты

Летом снова хочется на острова. Желательно южные, с морем и солнцем. Туда, где поэкзотичней. Но и на севере есть уникальные острова. Только недавно наткнулась на сообщение «Месяц на острове» с подкупающим названием Белый.

Начинаю разбираться: оказывается, еще и деньги за поездку платят – тем, кто согласен поработать, помочь. Остров находится в море Карском и в самой северной точке Ямало-Ненецкого автономного округа. Смотрю фотографии в мае – всё действительно белое от снега и метель, как в лютый зимний день. Отбор охотников до экзотики жесткий. Потому что сюжет из фильма «Как я провел этим летом» лучше всего подходит для описания этой замкнутой территории. И медведи, и единственная метеостанция, и редкие люди – все это, оказывается, история из жизни.

Губернатор ЯНАО, молодой, энергичный Дмитрий Кобылкин, назначен на должность два с половиной года назад. Ему всего 41 год, но он, что называется, «от сохи» – потомственный инженер-геофизик, поработал на Ямале и геологом, и нефтегазодобытчиком, и главой. То есть весь регион изъездил вдоль и поперек и точно знает, где что надо исправлять.
«Уборку» решили начать с острова Белый: экологический баланс и природное разнообразие этого небольшого острова имеют мировое значение.

Тут, в государственном заказнике – одном из главных мест обитания белых медведей и моржей, – «насорили» и метеорологи, и военные…

Воинская часть здесь была построена в 60-х для охраны северных рубежей, потом ее с острова сняли, а строения, технику, цистерны из-под дизельного топлива и другой мусор, естественно, оставили. Брошенные казармы приглянулись, впрочем, белым медведям, и они там давно уже устраивают себе лежбища.

При этом зверей не пугает, что рядом с обустроенными под берлоги казармами работает Полярная морская гидрометеорологическая станция им.

М. В. Попова. Видимо, привыкли: метеостанция здесь существует с 1934 года. Продолжает работать и теперь: сейчас на посту всего три человека, которые каждые три часа при любой погоде снимают показания приборов, составляют радиограмму и отправляют в метеоцентр в Москву. И именно из этих данных, как утверждают специалисты, формируется прогноз погоды не только по всей России, но и по зарубежным странам. В общем, «кухня погоды» всей планеты находится на острове Белый в Карском море. Вот так.

За 80 лет существования станции вокруг нее скопилось много построек, которые потихоньку приходят в негодность. Но и это бы полбеды. Плохо, что был пожар на складе с метеорологическими ракетами. Ракеты, естественно, взорвались, и разбросало их в радиусе 10 км.

Еще на острове есть радиомаяки, а рядом с ними до 2004 года складывают отслужившие свое изотопные батареи. Тоже не подарок природе.

В общем, губернатор взял ситуацию на острове под личный контроль и в конце мая сам отправился на Белый оценить размер ущерба.

– Это один из немногих районов округа, имеющих особое природоохранное значение, – сказал по возвращении с острова Кобылкин. – Место обитания редких в мире видов дикого северного оленя, атлантического моржа, белого медведя. Мы не можем допустить исчезновения этих животных. Человек на острове сильно наследил. Последствия необходимо устранять в самое ближайшее время, чтобы сохранить все, что здесь еще живо.

Карта загрязнений

Сейчас на Ямале составляют карту загрязнений. По предварительным оценкам, в регионе существует еще 13 объектов накопленного экологического ущерба, аналогичного тому, что выявлен на Белом. Но в этих местах «генеральную уборку» проводят более-менее регулярно. Хотя и там свои проблемы.

– На юг округа обратите особое внимание, – настоятельно требует сегодня от подчиненных губернатор ЯНАО. – Там, где ресурс по добыче (нефти и газа. – Ред.) выработан, нужно начинать рекультивацию земель, и такую, чтобы привести все в первоначальное состояние. Если потребуется, применяйте нестандартные технологии и восстанавливайте естественные природные условия – лучший нейтрализатор последствий освоения. Это тяжело, но делать нужно.

А вот ситуация с Белым – сложнее. Лето в российской Арктике короткое, снег сойдет хорошо если к июлю – а иначе какая «уборка»? Да и мусор, особенно крупногабаритный, тоже надо продумать, как вывозить. Пока решили, что будут спрессовывать все ненужные металлические конструкции (оборудование для этого, которое не нанесет дальнейшего ущерба острову, уже подобрали), а потом вывозить на баржах на материк и там уже утилизировать. Делать это будут в августе 2013-го.

А пока собирают экологический десант, чтобы провести все-стороннюю оценку предстоящих работ и определить необходимые силы и средства для вывоза мусора. В экспедицию отправятся 20 человек: пополам – крепкие студенты и профессионалы. Летний месяц на этом острове экзотичен, но не для отдыха.

Новая фактория

Есть еще проблема на Белом – почва там тундровая. А на такой почве, скажем, простая колея от трактора зарастает чуть ли не 100 лет. Помню, как-то в конце 80-х мне пришлось побывать на бывших золотых приисках по соседству с ЯНАО, на севере Коми. Там тоже тундровая почва и… лунный пейзаж вокруг. Восстановится тут жизнь, как меня уверяли тогда эксперты, не на нашем веку.

Поэтому, видимо, так требовательны на Ямале в этом вопросе. Активно изучают опыт других арктических территорий, применять будут только самые передовые методы рекультивации земель.

Подобные экологические мероприятия в Арктике финансируются из федерального бюджета – есть такая специальная программа. Но по какой-то случайности именно очистка острова Белый в эту программу не попала. Поэтому в ЯНАО, пытаясь исправить пробел федерального финансирования, и сами у моря погоды не ждут. Во-первых, уже выделили из местного бюджета 40 млн рублей на создание на острове самой северной фактории региона. А во-вторых, ищут инвесторов для этого благого дела.

Сегодня на ямальских просторах действует 48 факторий – мест, куда приезжают тундровики для пополнения запасов продовольствия и сдачи оленины и свежей рыбы. На Белом будет еще и деревянная часовня. Место на острове ей уже определили – у памятной доски в честь моряков, погибших в Карском море. Осталось только доставить на место и собрать. Кроме того, раньше на острове располагались святилища главных духов – хранителей ямальских ненцев. Кое-что от них осталось и поныне. В общем, Белый для ямальцев – место особое.

Браконьеров надо знать в лицо

Борьба с браконьерами – тоже элемент «генеральной уборки» региона.

– Нужно всем вместе навалиться и решить эту проблему, – призывает все структуры и жителей ЯНАО губернатор. – Потенциал региона огромен, его нужно защитить. Есть программа, есть план совместных действий, есть средства. Важно, чтобы работа проводилась максимально гласно. Вплоть до того, чтобы браконьеров знали в лицо. Мы все знаем, кого организаторы этого бизнеса привлекают в качестве исполнителей. Люди все совестливые. Надо переломить ситуацию. Тем более что в этом году мы значительно обеспечим тех же рыбаков рабочими местами.

Дмитрий Кобылкин даже специальную медаль недавно учредил: «За борьбу с браконьерством». Медаль – серьезная, хотя бы потому, что, как записано в указе по ее учреждению, вручать ее могут и посмертно. То есть на Ямале все понимают: браконьеры – настоящие враги. К медали полагается и денежная выплата – 100.000 рублей.

Но вообще-то на Ямале отмечают, что «браконьерскую» проблему надо решать и на уровне страны. Эксперты уверяют: рост браконьерства связан прежде всего с тем, что управление рыбной отраслью претерпело большие изменения за последние 5 лет. С тем, что у субъектов федерации нет права самим охранять свои биоресурсы. С тем, что отношения многочисленных ведомств, которые эти полномочия имеют, складываются далеко не просто. В итоге – у семи нянек дитя без глазу.

Хотя, казалось бы, с тех пор, как функции контроля от региональных перешли к федеральным структурам, браконьеров стало меньше. Но это уменьшение – лишь видимость: просто с поличным ловят меньше. А как иначе? И оснащены сегодня инспекторы хуже нарушителей, и людей «на посту» стало меньше… Для сравнения: в 2004 году инспекторы зафиксировали в ЯНАО более 1000 нарушений, изъяли около 70 тонн незаконного улова. А в 2011 году – всего 200 нарушений и 10 тонн изъятого.

Вот и приходится руководителям на местах придумывать, как свое добро защитить… Впрочем, вроде это удалось: с 2012 года взаимодействие всех охранных структур на Ямале выстраивается более-менее эффективно. И уже с начала года тут выявили 223 нарушения, изъяли 10,4 тонны браконьерского улова и 19 тыс. метров сетей.

Кроме того, в этом году на Ямале намерены заняться расчисткой русел рек и других водных объектов. Проводя дноуглубительные работы и расчистку водных объектов, говорят специалисты, должны достигнуть двойного эффекта. Первое – это восстановление популяции рыб, экологического состояния, и второе – судоходность региональных объектов.

Современник мамонта: второе пришествие

Чтобы навести порядок, надо не только чистить и сохранять природу. Ее надо и восполнять. С 1997 года на Ямале проводят программу интродукции овцебыка – когда-то эти ровесники мамонта обитали на полуострове повсеместно, а потом исчезли. И вот 15 лет назад сюда, в Горнохадатинский заказник, из Якутии завезли 43 животных. Овцебыкам на древней родине понравилось – тут и корма богаче якутских, и приволье (периметр их вольера – почти 10 км, а некоторых животных и вовсе выпустили в свободную среду обитания). Сейчас в заказнике уже 75 овцебыков, а «на свободе» – и посчитать точно невозможно.

Специалисты по биоресурсам региона уверены: реакклиматизация овцебыков на севере Ямала позволяет заполнить пустующую экологическую нишу аборигенным копытным животным. Это поддержит целостность и устойчивость тундровых экосистем. Независимые эксперты считают, что этот шаг когда-то предпринимали для увеличения охотничье-промысловых ресурсов и в перспективе могли использовать как дополнительный ресурс для экономики региона (напомним:сегодня Ямал – один из ведущих мировых поставщиков оленины).

В общем, эксперимент по восполнению численности овцебыков удался. Есть поручение проработать возможность применения не менее успешных методов восполнения популяций других видов животных, особенно редких и краснокнижных.

Диалог цивилизаций

На Ямале сейчас активизируют и сотрудничество с Арктическим советом, МИД России, Росгидрометом – ямальские проекты не ограничиваются только региональными задачами. Речь на этот раз идет о комплексной арктической экспедиции морского базирования (КАЭМБ) «Ямал-Арктика 2012».

– Ямал находится в очень суровом климате, и безопасность людей, связанная с экстремальными погодными условиями, с воздействием неблагоприятных явлений на здоровье, – это важная тема научных исследований, – рассказал руководитель Росгидромета Александр Фролов. – В то же время Ямал – это кладовая родины. И нельзя нарушать уклад жизни и традиционные виды деятельности коренных народов. Поэтому наша задача – совместными усилиями, с привлечением ведущих НИИ и ученых организовать работы по точному измерению того, что происходит в Арктике сегодня. База экспедиции будет находиться на корабле «Профессор Молчанов». Но люди будут высаживаться на берег на вездеходах, на лодках. Мы привлечем спутниковые данные, будем проводить дистанционное зондирование, используем все возможности для получения наиболее точных данных о состоянии природной среды…

Цели у экспедиции – обширнейшие. Тут и региональные задачи: например, «Микробиологические аспекты самоочищения и устойчивости тундровых почв при антропогенном и техногенном воздействии» или «Изучение адаптации человека к климатическим условиям высоких широт». И российские (в рамках проекта «Мировой океан»), и международные – российско-немецкий проект KoPF «Углерод в вечной мерзлоте»…

Участие в такой экспедиции – вещь не только полезная, но и престижная. Российский Север вообще может стать мировой «площадкой диалога цивилизаций». И к слову, потихоньку ею становится.

– В Салехарде в прошлом году впервые была проведена международная конференция «Арктика – территория права», – рассказывает губернатор Дмитрий Кобылкин. – В июне у нас вот-вот начнет работу еще одна международная – «Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой». Готовимся к III международному форуму «Арктика – территория диалога»… 2012 год вообще знаковый – это год «арктических» юбилеев. Всемирный фонд дикой природы объявил его Годом Арктики…
И деятельность арктической экспедиции на Ямале, без сомнения, станет еще одной составной частью процесса закрепления России в статусе ведущей арктической державы наряду с масштабными экологическими проектами, осуществляющимися сегодня в самых северных ее точках.

Как?

Мониторинг экологической ситуации в ЯНАО ведется на 7 станциях. В планах 2012 года – довести их количество до 20. Промышленный и региональный экомониторинг планируется объединить в единую систему.

Где?

Остров Белый находится в Карском море. Его площадь – 1900 кв. км. Поверхность покрыта тундровой растительностью. На острове много термокарстовых озер. Длина территории захламления – 2,54 км вдоль протоки Рагозина, ширина – 500 м. На острове нарушено около 1 кв. км почвенно-растительного слоя.

Кто?

Овцебык – самое крупное из копытных животных, вес самки достигает 300 кг, самца – 600 кг. Звери покрыты густой длинной шерстью, которая хорошо защищает зверей от холода. Широкие копыта позволяют овцебыку выкапывать зимой корм из-под плотного снега. При опасности взрослые животные выстраиваются в круг или несколько шеренг головой к врагу и берут под свое укрытие молодняк.

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика