Как не прогореть с бизнесом на селе?

Начнут ли в деревнях снова держать коров? Об этом и о том, как не прогореть с бизнесом на селе, рассуждает фермер из Подмосковья Александр Корнев

Мы покупаем аргентинскую говядину, американские окорочка и молочные продукты соседей из ближнего зарубежья, мечтая о российском мясе и своей сметане. Начнут ли в деревнях снова держать коров? Об этом и о том, как не прогореть с бизнесом на селе, рассуждает фермер из Подмосковья Александр Корнев.

Начинал с 6 телок и старого трактора

У 50-летнего Александра и его жены Людмилы – свое фермерско-крестьянское хозяйство в Истринском районе Подмосковья. На земле супруги – люди не случайные. Оба сибиряки, закончили Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, по распределению попали в подмосковный совхоз, где работали на руководящих должностях.

В 1993 году, когда коллективные хозяйства стали загибаться, Корневы рискнули и открыли свое дело.

Лишь с пятой попытки Александр выбил у местных властей 80 гектаров земли в аренду. Когда начинал дело, в активе у него было шесть телочек и старенький трактор.

– Первым делом я срубил баню, мы в ней с женой сначала и жили, – вспоминает Александр. – Лес мне дали в лесничестве за то, что я им машину, которой деревья валят и убирают, помог отремонтировать. Первое время ездил по пилорамам, покупал деревянные обрезки. Гвоздей в магазинах не было – сам из проволоки их рубил. Сколачивал из всего этого добра для скотины сарайчики, стенки утеплял соломой.

Сейчас у Корневых просторный дом и десяток добротных хозяйственных построек: в хлеву жуют сено чистенькие коровы и бычки, в птичнике суетятся куры и важно прогуливаются индюки, а в самом теплом помещении стоят клетки с цыплятами, гусятами и перепелами. Есть у фермеров и свой пищевой цех, где перерабатывается и упаковывается готовая продукция. Помимо мяса, молока, творога и яиц, Корневы продают котлеты и колбасы собственного изготовления. Естественно, без консервантов и прочих добавок, каких много в привычной колбасе.

Содержать хозяйство помогают дети (у Корневых трое сыновей – младший учится в пятом классе, среднему 22, старшему уже 27) и наемные рабочие – три семейные пары. Для работников Александр построил общежитие, люди сами его благоустраивают.

Как и всем, кто в нашей стране занимается сельским хозяйством, Корневу с семьей живется непросто, но из земли его, по-моему, уже не вырвать – за 20 лет врос корнями. «Она всех прокормит, – говорит Александр. – За нее держаться и любить надо».

1. Одними коровами сыт не будешь

– Одним разведением крупного рогатого скота сыт никогда не будешь. Бывает, что в один год хорошо берут говядину, в другой растет спрос на свинину. Птицеводством я занимаюсь всего второй год и буду продолжать – недавно установил инкубаторы, вывожу в них цыплят.

Покупатели сейчас особо интересуются экологически чистыми овощами без всякой химии. Я на четырех гектарах земли выращиваю картофель, морковь и капусту. Увеличивать площадь не буду: земли неплодородные, да и продавать большие объемы сложно. Собираюсь построить теплицу, чтобы зимой выращивать в ней огурцы и помидоры. Мечтаю, когда появятся деньги и время, заняться рыбоводством. Люблю рыбу. Я не возьмусь за зерно, потому что в наших краях мы никогда не получим такой урожай и качество зерновых, как на юге. Поэтому если и сеять у нас в средней полосе зерно, то на корм скоту.

В прошлом году у меня было 150 коров, пришлось сократить поголовье до 25. Жалко, а деваться некуда. Количество голов крупного рогатого скота зависит от кормовой базы: на одну корову должно приходиться полтора гектара земли, иначе нечего держать – не прокормишь. До недавнего времени у меня в аренде дополнительно было 150 гектаров полей, с которых я заготавливал сено. В прошлом году хозяева подняли аренду до тысячи рублей за гектар. Откуда у меня такие деньги? Отказался. Вся беда у нас оттого, что землю у крестьянина отобрали и принадлежит она жуликам, которые ее за копейки купили и теперь ею торгуют. Сам я в зиму заготавливаю на 20 процентов больше сена, чем требуется. На случай форс-мажора – если не хочешь прогореть, все в хозяйстве нужно делать прочно, с запасом.

2. В долг беру только у друзей

– Никогда не брал кредиты. Во-первых, система очень запутанная: сначала надо написать заявление, провести оценочную комиссию, заплатить за оформление бумаг и еще побегать за зам. главы районной администрации – без его подписи документы недействительны. Больше потратишь бензина, времени и нервов, чем выгоды получишь.

Во-вторых, я не верю в целевые кредиты под 4 процента. Приятель-фермер взял в кредит 2,5 миллиона. Сначала процент был маленький, а потом банк перепродал кредит другой организации, и теперь он должен сверху уже 16 процентов годовых. Как будет отдавать в конце года, не знает.

Когда нужны заемные средства, я обращаюсь к богатым знакомым. Проценты отдаю натуральным продуктом – молоком или мясом. В прошлом году занимал на зимние месяцы 40 тысяч, в этом обошелся собственными силами. Надо купить семена – обзваниваю фермеров из других областей, у них они лучше и дешевле, чем на рынке. Сегодня они – мне, завтра я – им.

Вот недавно закон вышел, по которому землю сельхозназначения чиновники должны на 49 лет переоформить в аренду. Думаете, легко это? В 90-х проще было. Сейчас куча бумажек нужна, и никто объяснять ничего не станет, дверью перед носом хлопнут, и всё. А захочешь быстро – пожалуйста, только давай взятку!

Технику в лизинг тоже никогда не брал. У меня все машины бэушные, покупал автохлам и доводил до ума своими руками. Спасибо, первое образование получил техническое.

3. Выручает Интернет

– Когда-то давно, в 90-х годах, у меня была палатка на истринском рынке. В 1998-м его отдали арендаторам, и цена за место выросла в разы, я ушел с рынка и занялся поставкой продуктов питания в больницы. Работал, пока не доконала тендерная система. Предлагают, например, из Мексики мясо буйволов. Его себестоимость – 50 рублей за килограмм, потому что там животные круглый год пасутся на воздухе. А у меня в наших климатических условиях себестоимость килограмма – 150 рублей. И вот как в таком случае конкурировать?

Сейчас сотрудничаю с интернет-магазинами: покупатели делают заказы через сайты, кто-то приезжает за продукцией сам, кому-то доставляем на дом. Интернет вообще вещь, выручает. Еще у дома я поставил магазинчик, торгуем там раз в неделю.

Я все стараюсь делать сам. Встаю в шесть утра, обхожу хозяйство, если какой работник заболел – сам на подхвате. Есть многое, чего не доверяю никому. Птенцами, например, занимаюсь лично. Прошлым летом ездил отдохнуть первый раз с 1993 года, и то потому, что старшие дети выросли, подменяют. Это магазин можно запереть на ключ и уйти, с фермой так не получится.

Я как фермерством занялся, сразу стал обустраиваться. Сделал водопровод и канализацию, поставил трансформаторную будку и щит электрический. Газ не провел – наш поселок так и не газифицировали, топим печи. У меня все оборудование автономное, то есть от поселка, случись там авария, я никак не завишу. Сам по себе. Я вам так скажу: надеяться в нашем деле можно только на себя.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика