17.09.2009

Ждать ли новой волны приватизации? А если да, то зачем?

Вчера, первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая в Госдуме, помимо всего прочего, заявил о необходимости новой приватизации. По его словам, в стране необходимо акционировать большое количество госпредприятий. О том, что после кризиса придётся проводить новую приватизацию, эксперты говорят уже давно. Хватит ли у государства на это политической воли?

Кстати, первая волна приватизации в России ещё не закончилась. В прошлом году план по приватизации госимущества был выполнен лишь на 60 %, но даже если бы он был выполнен полностью, вырученная сумма не превысила бы 12 млрд. руб. Например, "АвтоВАЗ" в этом году уже "усвоил" 25 млрд. руб. бюджетных денег. Понятно, что такого масштаба для оздоровления экономики явно недостаточно.

"В свое время, когда казна недополучала значительные объемы средств, источники от приватизации были одними из самых важных для пополнения казны", - говорил Шувалов этой весной. Намёк был понятен: в условиях кризиса, когда средств в бюджете хватает лишь соцобязательства, а об инфраструктурных инвестициях не приходится и думать, возможность пополнить закрома родины с одновременным привлечением прямых инвестиций выглядит очень заманчивой. Однако отношение к сложившейся структуре собственности в России, как со стороны государства, так и со стороны чиновников, настолько неоднозначно, что провести новую приватизацию будет нелегко.

Ранее министр финансов РФ Андрей Кудрин утверждал, что правительство готовит программу повышения эффективности экономики страны, которая предполагает, в частности, уменьшение присутствия в ней государства. "Мы должны уменьшить долю государства в экономике, я имею в виду, в чистом бизнесе", - отмечал Кудрин, указывая, что госрегулирование, напротив, будет усилено.

Программа, по данным Reuters, должна быть опубликована в феврале. По оценке Минэкономразвития, доля участия государства в экономике России летом 2009 года достигла отметки в 45-50 %. При этом в среднем в мире этот показатель в экономике составляет около 30 %.

В начале года, идеолог приватизации 90-х годов Анатолий Чубайс на форуме в Давосе дал интервью "The Wall Street Journal", в котором сказал, что в ближайшие несколько лет в РФ пройдет вторая волна приватизации. Он полагает, что её целью станет извлечение доходов в госбюджет. Это и отличает её от приватизации 90-х, которая, по его словам, была нацелена против коммунизма.

Хотя приватизация 90-х была неоднородной - доваучерная "дикая" приватизация, ваучерная и залоговые аукционы; ход мыслей Чубайса можно понять. Тогда правительство пыталось в считанные годы создать частную собственность (правда, попутно создала российскую олигархию) и добилось своей цели - переход к капитализму всё же произошел. Между тем, методы, которыми проводилась приватизация, как и многочисленные скандалы, её сопровождавшие, привели к плачевным последствиям: отношение к приватизации в России сформировалось практически однозначно негативное.

По данным опроса Левады-центра, с начала 2000-х годов количество россиян, которые выступали за полный или частичный пересмотр итогов приватизации, колебалось у отметки в 80 %. В 2008 году 29 % россиян заявили в опросе ВЦИОМа, что государству необходимо вернуть всю собственность, которой оно лишилось в 90-е годы.

При этом в России укоренилось мнение, что государство является лучшим менеджером собственности, чем частный сектор. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что малый и средний бизнес в структуре экономики России занимают незначительную долю, поэтому и отношение к частной собственности у большинства россиян сложилось искажённое. В Тольятти на митингах призывали национализировать и без того принадлежащий государству "АвтоВАЗ". Между тем в госсекторе не внедряется никаких новых принципов управления, а напротив, госпредприятия довольно быстро подсаживаются на государственные дотации, оставаясь либо неэффективными, либо непрозрачными, либо сочетая в себе и то и другое "качество" управления.

Неясно даже то, была ли приватизация 90-х легитимизирована самим государством, если под государством понимать бюрократическую прослойку современной России. У чиновников постоянно появляется соблазн что-либо национализировать, причем при полной поддержке населения.

Эти колебания легко проиллюстрировать противоречивыми заявлениями и действиями российских властей. Президент Путин в 2005 году проталкивает через парламент закон о сокращении исковой давности по приватизационным сделкам, а мэр Москвы несколько лет спустя призывает реприватизировать предприятия и вновь продать их, чтобы уже "справедливо" распределить собственность. То правительство утверждает список приоритетных отраслей, усложняя вход в них иностранному капиталу, то Путин, уже премьером, на форуме в Давосе говорит, что усиление роли государства в экономике - зло, с которым надо бороться.

Слова и действия властей при этом зачастую расходятся с делом - банкротство "ЮКОСа" и его позднейшая трансформация в "Роснефть" соседствуют со словами Шувалова образца 2006 года о полной приватизации "Роснефти" в течение ближайших 10 лет. Расформирование РАО "ЕЭС России" в условиях кризиса закончилось обещаниями Минэнерго найти новых эффективных собственников ставшим частными энергокомпаниям, а десятилетняя история с приватизацией гигантского телекоммуникационного холдинга "Связьинвест" - полным провалом этой затеи. Теперь на его базе строят "ростелекоммонстра", помноженного на государственного сотового оператора.

Плачевная ситуация со способностью чиновников определить, какие отрасли экономики лучше приватизировать, а какие - оставить в руках правительства, усугубляется тем фактором, что из-за кризиса государство естественным образом наращивает свои позиции как в реальном, так и в финансовом секторе, становясь собственником всё большего числа предприятий.

Правительство утверждает, что не стремится к новому переделу собственности, а действует вынужденно, поэтому антикризисной национализации не будет. Слова чиновников пока подтверждаются действиями. Была свернута программа госбанка ВЭБ на 50 млрд. долларов, которая могла бы позволить чиновникам получить в госсобственность значительное количество привлекательных объектов российской экономики. Однако отсутствие программы по разгосударствлению экономики России может навести на мысль, что государство всё же готово примерить на себя роль стратегического инвестора.

Решиться на приватизацию гигантских кусков госсобственности в таких условиях чиновникам будет непросто, хотя бы чисто психологически. Правда, время на раздумье у них ещё есть - приступить к новой волне приватизации, какую бы форму она ни приняла, правительство сможет лишь через несколько лет. Для начала должна стабилизироваться экономика, чтобы за госактивы можно было выручить по-настоящему приличные деньги

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика