19.10.2009

Платим по-любому! Несмотря ни на что, правительство не оставит "АвтоВАЗ" без денег

Последние дни стали урожайными на новости об отказе во всевозможных видах госпомощи "АвтоВАЗу". В четверг стало известно, что Волжский автозавод не получит финансовой поддержки от Внешэкономбанка, а затем Герман Греф заявил, что Сбербанк не согласен с предложением конвертировать долги Волжского автозавода в акции.

Ранее, в среду, в газеты попало письмо заместителя главы Минпромторга Андрея Деменьтева, раскритиковавшего новый бизнес-план "АвтоВАЗа" и рекомендовавшего правительству не одобрять допэмиссию на сумму в 60 миллиардов рублей. Хотя, по мнению тольяттинцев, это единственный способ спасти завод от банкротства.

Однако эксперты не верят в то, что государству надоело помогать Волжскому автозаводу. "Владимир Путин слишком дорожит своими социальными обещаниями, чтобы допустить дефолт на ВАЗе. Поэтому завод, скорее всего, и дальше будет в том или ином виде получать помощь из бюджета", - так прокомментировал ситуацию в Тольятти аналитик ИК "Цэрих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.

Несмотря на то, что госбанки отказываются помогать "АвтоВАЗу", это не означает, что государство решило больше не давать денег автопроизводителю из Тольятти. Способов оказать господдержку еще много. Например, очередной транш, как и летний 25-миллиардный кредит, правительство сможет передать по линии "Рособоронэкспорта" из бюджетных средств.

Другой вариант – допэмиссия акций. Причем отказ Сбербанка принимать эти ценные бумаги в обмен на долги вовсе не означает, что их не купят другие госструктуры или госбанки. Еще можно выпустить облигации или предоставить предприятию госгарантии на реструктуризацию долгов.

Аналитик ИК "Финам" Константин Романов считает, что возможны и гибридные варианты, когда для части кредитов продлевается срок их погашения, а на оставшиеся долги выпускаются акции.

По словам того же Дементьева, похожую схему предлагает Внешэкономбанк. Комментируя ситуацию в Тольятти в заметке на сайте Минпромторга, чиновник утверждает, что с точки зрения ВЭБа "наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности, на сумму допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета". Если перевести это с чиновничьего на русский, то получается, что Минпромторг предлагает следующую схему: кредитовать "Автоваз" можно, но лишь на ту сумму, которую он точно сможет вернуть, а остальные средства привлечь за счет выпуска допэмиссии акций, причем непременно под государственные гарантии.

Теоретически, "АвтоВАЗ" уже сейчас может попросить у суда защиты от кредиторов – по информации газеты "Ведомости", на заводе нет денег даже для того, чтобы заплатить проценты по кредитам. Кроме того, согласно бизнес-плану тольяттинцев, к первому января 2010 года долг предприятия достигнет 76 миллиардов рублей, не считая 10 миллиардов, которые завод остается должен поставщикам.

Однако банкротство банкротству рознь – согласно российскому законодательству, эта процедура предусматривает разные способы урегулирования отношений с кредиторами, включая и такие крайности, как примирение сторон или распродажа оборудования по частям на аукционе.

По мнению экспертов, оба эти варианта маловероятны. Скорее всего, если руководство "АвтоВАЗа" попросит защиты от кредиторов, финансовое оздоровление завода пройдет по "американской" схеме. То есть, долги завода будут оплачены из бюджета (опять госпомощь), после чего государство станет полноправным владельцем автогиганта. Именно так администрация Обамы обанкротила крупнейшего мирового автопроизводителя General Motors.

Не секрет, что одним из камней, которые тянут Волжский автозавод ко дну, является 100-тысячный коллектив завода. Вернее, не сами люди, а необходимость платить персоналу зарплату в условиях, когда мощности предприятия загружены меньше, чем на треть, и когда автомобили продаются вдвое хуже, чем годом ранее.

Оценить уровень этих потерь несложно. Например, в первом полугодии "АвтоВАЗ" останавливал конвейер примерно на месяц, а в качестве компенсации за простой работникам было выплачено 4 миллиарда 126 миллионов рублей. По крайней мере, такая цифра стоит в отчетности за первые шесть месяцев 2009 года, которая опубликована на сайте "АвтоВАЗа".

В результате, на заводе уже заговорили о массовых увольнениях. Однако сократить столько людей, сколько нужно для выживания, у руководства Волжского автозавода пока не получается. Так, в сентябре было официально объявлено о готовящихся увольнениях 27 тысяч человек, но затем пресс-служба "АвтоВАЗа" официально опровергла эту цифру, и теперь с завода уходит лишь пять тысяч пенсионеров.

Для сравнения, разбирая заводской бизнес-план, Деменьтев предложил оставить 55 тысяч человек - половину нынешнего персонала "АвтоВАЗа".

С другой стороны, если дойдет до массовых увольнений, то непонятно, чем будут заниматься десятки тысяч сокращенных "автовазовцев". По крайней мере, в самом Тольятти для них работы немного. Например, на популярном рекрутинговом сайте hh.ru в этом городе за последний месяц была зарегистрирована всего 151 вакансия.

К тому же, "АвтоВАЗ" - это не только работники сборочного и смежных производств. Это еще и огромная социальная инфраструктура, созданная вокруг предприятия для его работников. Ее содержание обходится заводу почти в два миллиарда рублей в год. И таких издержек "по мелочи" набегает очень и очень много...

Предлагаются и совсем уж экстремальные варианты по оздоровлению "АвтоВАЗа". Например, председатель совета директоров "Абрау-Дюрсо" Борис Титов в своем блоге на сайте slon.ru предложил продать государственный пакет в Волжском автозаводе крупному иностранному автопроизводителю за… один рубль.

В принципе, идея хорошая. По крайне мере, в этом случае за просчеты менеджмента "АвтоВАЗа" перестанем платить мы - простые налогоплательщики. С другой стороны, "частники" могут в любой момент уволить столько сотрудников завода, сколько захотят. Правда, после поездки премьер-министра Владимира Путина в Пикалево никто не может гарантировать, что в этом случае завод не будет национализирован обратно.

Да и крупные иностранные автопроизводители, которые сами с трудом пережили этот кризис, вряд ли кинутся покупать Волжский автозавод, пусть даже и за рубль. По крайней мере, руководство Renault-Nissan, которое уже вложило в завод миллиард долларов, спокойно отреагировало на угрозу возможной допэмиссии, которая размоет долю альянса в "АвтоВАЗе" с 25 до 6 процентов - французы не спешат вкладывать дополнительные средства в Волжский автозавод. Причем, по разным причинам: с одной стороны, они не привыкли, когда ими командуют (задуматься о помощи "АвтоВАЗу" от Renault потребовал сам Путин), а с другой - автоконцерны сами недавно получили крупные денежные вливания со стороны местных правительств, и тратить эти деньги на помощь заводам в других странах им никто не позволит.

Ни один из изложенных выше вариантов развития событий не вызывает оптимизма ни у чиновников, ни у экспертов. И это не случайно – заложниками Волжского автозавода сейчас стали не только 100 тысяч "вазовцев" и еще 200-300 тысяч человек, которые получают зарплату лишь благодаря тому, что "АвтоВАЗ" еще жив, но и все остальные жители России, которые оплачивают долги неэффективного предприятия, исправно перечисляя налоги в казну.

Чьи интересы перевесят - пока не известно. Чиновники обещают, что следующий шаг по спасению "АвтоВАЗа" будет определен в начале ноября, после заседания антикризисной правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Но судя по тому, что Шувалов уже запретил массовые увольнения на "АвтоВАЗе", а предлагавший сократить половину заводского штата Дементьев эту идею уже поддерживает, у завода есть все шансы получить еще один солидный транш от государства. Возникает, правда, вопрос: сколько месяцев на эти деньги протянет 100-тысячный коллектив Волжского автогиганта?

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика