00:00, 14 Июля 2009 Версия для печати

Как накачать «мышцы памяти»

За копилкой знаний нужно ухаживать

Почему мы теряем память – в старости, из-за болезней или сильных стрессов? В результате всего этого ухудшается крово-снабжение мозга, разрушаются нейронные связи (нейрон – это нервная клетка), как следствие, возникают проблемы с ассоциативной памятью и с памятью вообще. Сама память бывает двух видов: в так называемой актуальной (оперативной) информация хранится сравнительно недолго – около 40 минут; латентная, или долговременная, память может сохранять ее сколько угодно долго – это то, что мы называем копилкой знаний.

 
Что происходит, когда человек разгадывает хороший кроссворд, над которым приходится подумать? Он обращается к своей долговременной памяти и вытягивает оттуда разнообразную информацию, тем самым подпитывая нейронные связи, отвечающие за ее хранение. Если представить себе долговременную память как библиотеку, он приводит ее в порядок – достает и протирает книги, перелистывает их и вспоминает прочитанное, расставляет их по местам и т.д. В библиотеке, за которой ухаживают, книги хранятся дольше и лучше, чем в заброшенной. То же можно сказать и о нашей памяти.

Что касается легких сканвордов, ребусов и шарад (которые не требуют специальных знаний), они развивают самые разные механизмы мышления – ассоциативное, логику, способность к счету, воображение и т.д. Память в буквальном смысле они не тренируют, но способствуют ее укреплению.

Что приятно, то и полезно


Психотерапевт
Андрей Селиванов:


– Люди, которые разгадывают сканворды в метро или дома на диване, вряд ли делают это специально, чтобы укреплять память. Им просто нравится. Это очень важный момент. Наша память – штука эмоциональная, ее качество зависит от того, в каких условиях происходит запоминание. Если человек разгадывает кроссворд или учит стихи в охотку, если процесс доставляет ему удовольствие, информация будет лучше запоминаться. А если тренировать память по принуждению, толку несравнимо меньше. Мало пользы и в механическом чтении или заучивании. Память всегда ловит смысл. Недостаточно просто читать – нужно понимать, о чем ты читаешь, и перепроверять, осталось ли что-то в памяти.

Кстати, если нужно запомнить какую-то информацию, советую вспомнить школьный опыт повторения уроков. Существует научно доказанный сценарий запоминания: сначала вы знакомитесь с материалом – прослушиваете его или читаете, через 40 минут (заканчивается «срок хранения» информации в кратковременной памяти) нужно проделать то же самое снова, а через 12 часов – еще раз. Такая схема позволяет наиболее эффективно запоминать нужную информацию.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:09, 10 Декабря 2016
Выпускающий редактор Sobesednik.ru Александр Минайчев — об итогах протестных событий пятилетней давности
»
00:01, 10 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин – о проникновении «Закона Божьего» в школьное образование
»
22:04, 09 Декабря 2016
Ежегодно зимняя хроника ЧП пополняется историями о пострадавших от сосулек, напоминает Sobesednik.ru
»