07.12.2010

Тина Канделаки: Самородков продолжают ругать за двойки

В понедельник – еще не утихло эхо президентского послания – в Общественной палате прошел круглый стол об образовании. Инициировала его одна из самых активных членов ОП Тина Канделаки.

В понедельник – еще не утихло эхо президентского послания – в Общественной палате прошел круглый стол об образовании. Инициировала его одна из самых активных членов ОП Тина Канделаки.

– Тинатин Гивиевна, год назад, когда вас избрали в ОП, вы очень много говорили о поддержке талантов. Сейчас расширили горизонты. Значит ли это, что вы поняли: никакая поддержка верхов ничего не даст, если основание гнилое?

– Я просто поняла, что к решению проблемы нужно привлекать все стороны. Поэтому на круглый стол мы позвали людей из профильного министерства, а также ректоров ведущих вузов. Кроме того, мы пригласили представителей бизнеса, поскольку для них принципиален вопрос, какими будут выпускники в ближайшие несколько лет, кого конкретно они получат в качестве дипломированных специалистов в свои компании.

– Тема круглого стола немного странная – «Как изменится российская система образования в контексте «демографической ямы»?» С чего вдруг?

– В девяностых годах в России было несколько «демографических ям».  Сейчас наступает тот момент, когда дети, родившиеся 17 лет назад, оканчивают школу и поступают в институт. Но, по данным Росстата, с каждым годом абитуриентов становится все меньше. Через пару лет перед вузами вообще в полный рост встанет проблема недобора студентов. «Снежный ком» покатится дальше: некоторые институты закроются, начнутся сокращения среди преподавателей, количество платных мест неминуемо увеличится. Вузы будут до последнего держаться за двоечников, лишь бы они платили за обучение, качество образования снизится. Как результат – рынок может получить профнепригодных выпускников. Мы в состоянии коллегиально выработать новые решения, подходы – предвосхитить проблему и улучшить образование раньше, чем оно начнет ухудшаться. 

– Если коротко, к чему вы пришли?

– Пришли мы к тому, что образование надо делать прикладным, более практичным. Даже университетам, где, уже исходя из самого этого слова, студент получает некие фундаментальные знания, нужно в большей степени сфокусироваться на реальных требованиях современного рынка. Для этого необходимо подключать к процессу обучения бизнес. 

Но важно и само желание получать образование. Здесь тоже есть существенные проблемы.  То, что именно желание самих учащихся определяет их будущее, подтверждает пример 18-летнего Андрея Терновского, чей сайт Chatroulette.com в Кремниевой долине оценили в 30 миллионов долларов.  При этом его в российской школе ругают за неуспеваемость, грозятся исключить, будто не замечают, что у них под носом самородок, новый Цукерберг, может быть. Отсюда еще один пласт проблем: нельзя всех мерить одной линейкой, значит, отношение к детям нужно менять у самих учителей, начинать реформу со средней школы. Молодые таланты – это наше богатство, нельзя ими раскидываться. Это очень обширная и фундаментальная тема. Я буду продолжать ею активно заниматься.

 

Алла Галина.

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика