Дмитрий Быков: Орлята Грозного. Почему России необходим скандальный памятник

Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков – об установке памятника Ивану Грозному в Орле

Фото: Место установки памятника Ивану Грозному – Орловский государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» // YouTube

Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков – об установке памятника Ивану Грозному в Орле.

В начале августа в Орле в честь его 450-летия откроют памятник Ивану Грозному. Именно по его повелению для охраны южных рубежей была построена крепость Орел. Грозного поставят у Театра юного зрителя, чтобы юные орлята были с детства благодарны самому кровавому из русских царей, не считая Иосифа Горийского. Над памятником работали шесть скульпторов, чьи имена пока не разглашаются. В принципе не было бы греха в том, чтобы установить уже готовую монументальную скульптуру Марка Антокольского. Антокольский был, правда, еврей, что не помешало ему создать «образ дальновидного и решительного преобразователя России», как утверждал советский путеводитель по Третьяковке (там стоит мраморная версия, а в Русском музее – бронзовая). Просто Грозный в трактовке Антокольского мрачен и задумчив, а в Орле, по нашим-то временам, нужен триумфатор.

[:image:]

Все это не ново: в СССР культ Грозного разразился перед Великой Отечественной, срочно начали в промышленных количествах производиться романы и пьесы о нем. Алексей Н. Толстой написал о нем драматическую дилогию, содержавшую, кстати, пьесу «Орел и орлица». Хорошо бы поставить ее в орловском Театре юного зрителя. Правда, это очень плохая пьеса, решительно осужденная даже сталинскими историками. Но Алексея Н. Толстого это не остановило, да и потом – вещь ценна не историзмом, а наглядностью. В ней много разговоров о русской душе, любящей решительность и дальновидность, а также о внешнем враге, норовящем нас извести. Чтобы он нас не извел, надобно самим себя под корень! Что до исторических неточностей, вице-премьер Голодец уже заявила, что 65 процентам россиян высшее образование не нужно. Я думаю – для них уже и среднее избыточно.

Эйзенштейн в 1939 году начал снимать трилогию (прерванную на второй серии, потому что Грозный получился «слабохарактерным и безвольным, нечто вроде Гамлета», – требовалось больше решимости и, прямо скажем, зверства).

С конца нулевых идут даже разговоры о канонизации Грозного, даром что даже РПЦ, с готовностью поддерживающая самые реакционные инициативы, не высказывает однозначного одобрения опричнине и сложно относится к деятельности Малюты Скуратова. Удивить нас Россия не может, кажется, уже ничем: матрица воспроизводится лениво, спустя рукава. Видно, что культ Грозного в тягость даже идеологам. Я об одном прошу: когда все это закончится (надеюсь, что не столь травматично, как в 1605–1613 гг.), когда умеренному прогрессисту – новому Годунову – в очередной раз отольется все, что терпели при решительном и дальновидном царе, пожалуйста, не взрывайте и не переплавляйте этот памятник. Пусть он и дальше напоминает юным зрителям о славных традициях российской истории.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика