Дмитрий Быков: Русская слава – или гнет безвкусного вранья?

Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков о том, почему узнать правду о войне скоро станет почти невозможно

Фото: Дмитрий Быков // Генриетта Перьян

Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков о том, почему узнать правду о войне скоро станет почти невозможно.

Формальный повод для увольнения Сергея Мироненко, главы Российского государственного архива, – достижение предельного возраста для госслужбы. Ему исполнилось 65. Но обычно на этот возраст в России смотрят, как в Китае: это начало истинной мудрости. Мы уверенно вплываем в эпоху новой геронтократии: стареет вождь, а с ним и окружение. Дети их на госслужбу не рвутся – им больше нравится бизнес, притом заграничный. Так что 65-летний руководитель по нынешним временам – не исключение, а норма. Мироненко перешел совсем другую границу – опубликовал часть документов о подвиге героев-панфиловцев, которых, оказывается, было не 28, а 100, и вообще все было не так. А некоторые из павших героев, страшно сказать, обнаружились потом в числе полицаев. И требовали себе льгот.

[:image:]

Сомнения в том, что 28 героев-панфиловцев действительно погибли так, как рассказала в 1942 году «Красная звезда», высказывались с шестидесятых: если в живых никого не осталось – кто поведал о знаменитых словах политрука Клочкова «Отступать некуда, позади Москва?», кто вообще рассказал, как все было? После новомировских статей Кардина правда о панфиловцах – ни в чем не умалявшая их подвига – стала просачиваться и в официальную прессу. Но миф, придуманный Александром Кривицким, было не так-то просто дезавуировать. Хотя, если честно, тень на подвиг советских солдат, остановивших гитлеровцев под Москвой, бросали как раз те, кто врал, а не те, кто расчищал для потомков истинную картину событий.

Мироненко своим примером доказал, что в России появилось новое сакральное знание: неважно, как было на самом деле. Война – не объект истории, она предмет мифотворчества, и отметаться будут все аспекты этого мифа, которые хоть в чем-то нарушают его цельность. Так было раньше с историей Октябрьской революции, подлинные обстоятельства которой оглашать не разрешалось даже Институту марксизма-ленинизма. Теперь то же самое происходит с Великой Отечественной. И плевать новым идеологам, что правда о войне страшней, драматичней, интересней всякого вымысла, что выдумать они способны только банальность, что весь масштаб народного подвига явлен именно в правдивых текстах о войне, таких, как романы Некрасова или Кондратьева, а не в таких, как знаменитый своим фальшивым пафосом роман Бубеннова «Белая береза».

[:image:]

Факт заключается в том, что войну у нас отняли: она станет достоянием специально отобранных архивистов, которые уж точно будут держать язык за зубами, а документы под замками. Конечно, правда неубиваема, и рано или поздно все узнают всё. Вот только есть одна серьезная опасность: во время новых разоблачений и громких сенсаций не рухнет ли последний бастион нашего национального единства? Не поблекнет ли русская слава под гнетом безвкусного патетического вранья? Или они действительно думают, что пришли навсегда и никто никогда про них вслух ничего не скажет?

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика