22.03.2020

Логистический карантин. Борьба грузоперевозчиков с коронавирусом

Российские и иностранные предприниматели рассказали Sobesednik.ru, чем для них обернется пандемия коронавируса

Неожиданный «подарок» к китайскому Новому году в виде коронавируса заставил нервничать весь мир. Экономика практически каждой страны терпит колоссальные убытки, а жители запасаются масками и антисептическими средствами «на черный день».

Одними из первых компаний, которых коснулся кризис-последствие коронавируса, стали те транспортные организации, которые работали над экспортными и импортными поставками с городами Китая.

«Экспорт нашей компании на 38 процентов состоял из грузовых авиаперевозок в Китай. Что касается импорта, то здесь наша компания показывала цифру 40%», – комментирует Stephan Haltmayer, директор Quick Cargo Service, немецкий партнер АСЕХ. 

Stephan Haltmayer

Коронавирус внес в «логистическую» жизнь страны и мира следующие изменения: автомобильные перевозки стоят «на тормозах» — грузовики с товарами не выезжают из Китая, грузы пылятся на складах, что провоцирует расходы, которые грузовладельцы не планировали нести. 

«Один из наиболее серьезных вопросов для нашей компании сегодня, связан с тем, что ввиду запоздавшего возобновления работы китайских заводов, нам приходится доставлять продукцию в более короткие сроки. Благодаря этому мы поменяли ориентацию работы, увеличив количество авиационных перевозок, уменьшая при этом  число мультимодальных», – сообщает Ken Hui, директор FANS TRANS, члена Альянса ACEX в Китае.

Ken Hui

Одновременно с этим большинство авиалиний отменили или значительно уменьшили количество пассажирских и грузовых рейсов в Китай, в результате чего снизилось число авиационных грузоперевозок. Данное несоответствие предложения и спроса приводит к «хаосу» китайского рынка: авиаперевозчики изменяют тарифы увеличивая их практически через день, а отправки товаров могут осуществляться с опозданием на до семи дней.  

«В Китае оплачивается до 90% экспорта нашей компании. Ввиду дополнительных китайских каникул большинство банков не работают, что приводит к задержке китайских платежей. Наша компания должна продолжать делать авансовые выплаты, так как система взаиморасчетов CASS IATA возьмет с нас расходы за предыдущие перевозки. Это отрицательно  повлияет на денежный поток Quick Cargo Service», – комментирует Stephan Haltmayer. 

Коронавирус оказал значительное негативное влияние на рынок морских грузоперевозок. Корабли, курсирующие из/в Азию, приостановили множество популярных в логистическом отношении рейсов. 

«Мы вынуждены изменять бронь морских перевозок на более поздние сроки», – сообщает Камран Алескеров, генеральный директор компании AGGL, члена Альянса АСЕХ в Азербайджане. Помимо этого, мы перестали активно сотрудничать с морскими линиями, начали появляться задержки в информировании о статусах грузоперевозок от тех мировых компаний, которые ввиду карантина работают удаленно вне офиса».

Камран Алескеров

Экономика большинства стран переживает сейчас непростое время в связи с уменьшением торговых оборотов между странами. Люди все меньше ходят за покупками во избежание посещения общественных мест. Это приводит к снижению продаж товаров и, как следствие, снижению налоговых выплат от прибыли: автоматически падает объем закупок товаров из заграницы. 

«Клиенты нашей компании переходят на перевозки с более мелкими партиями и более длинными интервалами между поставками», – комментирует Камран Алескеров. 

Есть и такие китайские компании, которые не могут бороться с нахлынувшей волной кризиса от коронавируса, в результате чего многие из них уменьшают заработную плату, банкротятся, или вообще закрываются.  

«Ожидается, что к лету 2020 года безработица в стране вырастет до 10-15% в Китае и до 6-10% в Гонконге», – говорит Ken Hui.

Даже те страны, в которых коронавирус был обнаружен совсем недавно, «прочувствовали» на себе экономические убытки в связи с ним. К 11 марта 2020 года в Турции был зафиксирован только один случай заболевания коронавирусом, однако сфера логистики начала «страдать» задолго до этого. 

 «Основной импортируемый китайский товар для Турции – это сырье, из которого наша страна производит полуфабрикаты для экспорта главным образом в Европу, — поясняет Melis Oman, директор по развитию бизнеса AIRON LOGISTICS, члена АСЕХ в Турции — В итоге на сегодняшний день экспорт сократился из-за нехватки сырья для производства».  

Российские логистические компании уже столкнулись с данной ситуацией спада.

«На импорте из Турции наша компания ощутила дефицит морских грузовых контейнеров, – сообщает Денис Бобраков, коммерческий директор Black Sea Shipping, ACEX Новороссийск. – По прогнозам, застойный период будет продолжатся до середины года, и в данный момент главная цель мировых транспортных компаний – не растерять средства работы и ценных сотрудников».

Денис Бобраков

Более 400 логистических мероприятий мира, которые были запланированы на 2020 год, были отменены из-за коронавируса.  

«Наша компания была сосредоточена на реорганизации ежегодной конференции, которая должна была состояться в Бангкоке в марте, — объясняет Steven Alves, исполнительный директор GFFG, партнер АСЕХ в США. — Из-за угрозы распространения коронавируса мы перенесли мероприятие на сентябрь в столицу Германии, но мы держим «руку на пульсе» и следим за ситуацией в мировом здравоохранении». 

Эпидемия коронавируса совпала с кризисом в мировой экономике. Торговая война США и Китая, нестабильность в Еврозоне, санкционные войны, протекционизм и другие проблемы явно показывали изменения и растущую неэффективность глобализации в долгосрочной перспективе для сложившейся системы.

Богдан Бутырев, директор департамента авиа и сборных грузов Nawinia, члена АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке:

 «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию. Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем, и срочного поиска новых партнёров». 

Мирослав Золотарев

Конечно, на сегодняшний день, транспортные компании мира практически бессильны в данных обстоятельствах. Единственный возможный выход для логистики сегодня – наблюдение за обстановкой, сохранение своего бизнеса за счёт альтернативных методов работы и в спокойном ожидании окончания коронавируса.

«Главной задачей в этой ситуации для нашей компании стало сохранение партнёрских отношений и связей внутри Альянса и их дальнейшим укреплением, — комментирует Мирослав Золотарев. — Время нестабильности подойдет к концу, и на новом этапе развития партнёрство компаний будет цениться намного выше денег».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика