Траты россиян на Новый год сохранились – снизились ожидания

Социолог «Левада-центра» объяснила, почему россияне отказались сокращать траты на Новый год вопреки падению доходов

Фото: В среднем россияне потратят около 17 тысяч рублей на новогодний стол // Замир Усманов / Global Look Press

Социолог «Левада-центра» объяснила, почему россияне отказались сокращать траты на Новый год вопреки падению доходов.

Sobesednik.ru ранее писал о том, что, согласно проведенному опросу компании Deloitte, россияне впервые за несколько лет решили не сокращать траты на Новый год. В среднем россияне потратят по 16 900 рублей на новогодний стол и подарки, что на 2% больше, чем в 2015 году. При этом социологи отмечают, что реальных доходы россиян падают — за 10 месяцев 2016 года они сократились на 5,3%

Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова сказала Sobesednik.ru, что такое противоречие могло возникнуть из-за «путаницы в словах».

«Если вы говорите, что чек увеличивается на 2%, я так понимаю, в номинальном выражении, то доходы у нас все-таки сокращаются в реальном выражении. В номинальном выражении они растут, — объяснила социолог. — Поэтому очень может быть, что противоречие, о котором вы говорите, возникает из-за того, что цифры берутся в разных измерениях — это первое».

Второй причиной неожиданных показателей Красильникова назвала намерение россиян встретить грядущий Новый год так же, как и предыдущий. «В результате существенного снижения в реальном выражении доходов населения и ухудшения уровня жизни у людей становятся все скромнее представления о том, чего можно ожидать и на какой уровень жизни надо ориентироваться, — сказала социолог. — Это происходит на протяжении последнего года — сближение ожиданий и реальных возможностей. Люди все чаще готовы согласиться с утверждением, что жизнь пока не очень сильно ухудшается, а сохраняется на каком-то уровне и праздники пока можно отмечать на том же уровне, что в прошлом году».

По словам социолога, люди начали ощущать ухудшение жизни до того, как государственная статистика начала фиксировать снижение реальных доходов, «то есть уже более двух лет». При этом сам процесс ухудшения жизни люди воспринимали по-разному.

«Сначала были ожидания, что эти ухудшения ненадолго, что произойдет восстановление временно утраченного образа жизни и надо просто переждать. К прошлому году сформировалось убеждение, что кризис — это надолго», — рассказала Красильникова.

Она подчеркнула, что именно это убеждение повлияло на формирование представлений граждан о нормальной жизни и о том, «на каком горизонте следует формировать свои убеждения». «Именно последний, истекающий 2016 год стал первым годом, когда в массовом масштабе обозначился процесс сокращения и упрощения ожиданий населения. Это значит, что люди каждый раз сравнивают свою ситуацию с неким все более простым и дешевым образом желаемого уровня жизни, — объяснила социолог. — Если при этом доходы уменьшаются прежними темпами, а горизонт снижается, вы сами понимаете, что приблизиться к нему субъективно становится легче».

Красильникова напомнила, что измерять экономическое состояние домохозяйств можно объективным образом — в деньгах — или субъективным, «когда люди оценивают качество своей жизни». «Последний показатель зависит не только от фактического состояния дел, но и от тех ожиданий и нормативных представлений, которые у людей сформировались. И именно 2016 год стал годом массового изменения представлений в сторону снижения», — заключила социолог Марина Красильникова в разговоре с Sobesednik.ru.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика