Автор АСВ: Есть большая опасность, что банки будут лопаться еще активнее

Ждать ли повышения ставок по депозитам из-за роста отчислений банков в АСВ, Sobesednik.ru узнал у финансового омбудсмена

Фото: Увеличение ставок по депозитам может стать не самым масштабным последствием // Александр Романенко / Global Look Press

Ждать ли повышения ставок по депозитам из-за роста отчислений банков в АСВ, Sobesednik.ru узнал у финансового омбудсмена.

12 апреля совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) решил поднять ставку отчислений банков в фонд страхования вкладов с 0,1 до 0,12% от суммы депозитов населения в банке. В АСВ сообщили, что эта ставка будет применяться с III квартала 2016 года. Спрашивается: зачем? Оказывается, АСВ должно ЦБ 177 млрд руб., которые надо вернуть к 2020 году.

Притом что расплачиваться с ЦБ по кредиту по факту придется банкам, есть опасения, что пострадают и вкладчики. Ведь едва ли банкиры захотят опустошать собственные карманы — скорее всего, раскидают этот процент на каждый депозит?

— Повышение ставки отчислений банков в АСВ практически не повлияет на депозитные ставки. Дело в том, что изменения, которые предлагаются, совершенно ничтожны, — объясняет экс-депутат Госдумы, финансовый омбудсмен РФ, автор закона об АСВ экономист Павел Медведев. — Когда в течение 10 лет мучительно готовился закон о страховании вкладов, то один из аргументов против нас, АСВ, был таков: где собирать деньги на страхование? Расходы будут переложены на граждан? На граждан, конечно. Все расходы всегда перекладываются на граждан, потому что другого никакого источника в стране нет.

Тогда мы мучительно вычисляли, как будет меняться процентная ставка по депозитам вследствие того, что надо будет еще доплачивать, — рассказывает Павел Медведев Sobesednik.ru. — Цифры получались настолько ничтожными, притом что мы вычисляли влияние полного платежа... А теперь же предлагается увеличить платежи не на треть, а пусть даже на четверть. Если уж сам платеж влияет очень мало, а увеличение лишь на четверть — совсем незаметно.

— То есть в ближайшее время изменений ставок по депозитам можно не ждать?

— Нет, изменения по депозитам вполне могут произойти, причем очень большие. А все потому, что у нас с экономикой все не слава богу. Конечно, простодушные или недобросовестные наблюдатели наверняка обвинят в повышении ставок именно АСВ, но оно тут совершенно ни при чем.

— Я правильно понимаю, что наша экономика преподнесет нам немало неприятных сюрпризов?

— Я думаю, что в течение 7–10 лет будут заметны ухудшения в нашей экономике.

[:image:]

Ну вот сейчас договорятся с производителями нефти, и на короткое время нефть подорожает. Тут же граждане поверят в то, что мы вернулись в светлые безбедные времена. Хотя это совсем не так. Странно, что те специалисты, которые готовят все эти договоренности, тут же нам и сообщают, что при современных сланцевых технологиях для того, чтобы заполнить эту самую нишу, которая образуется при уменьшении производства нефти традиционным способом, нужно очень мало времени — приблизительно три месяца. Значит, вскоре американцы и, я думаю, китайцы будут «осаживать» цену на нефть за счет выпуска сланцевой нефти.

А так как никаких других источников для улучшения жизни у нас очевидно нет и, более того, те действия, которые предпринимаются, наивны, то ничего хорошего ждать не приходится. Один наш ответ на санкции в виде импортозамещения чего стоит. Это был глупый и подрывной шаг для экономики, который, собственно говоря, провалился.

— Если наша экономика столь безнадежна, то, вероятно, и банки будут дальше так же активно лишаться своих лицензий и прекращать свое существование?

— Конечно, такая опасность есть, причем очень большая. Но подозревать в чем-либо [главу ЦБ] Эльвиру Набиуллину — полнейшая глупость. Она находится в некотором потоке: ухудшается ситуация на рынке, и все труднее становится зарабатывать деньги. Если посмотрите, есть хорошая поквартальная отчетность ЦБ, и самые знаменитые наши банки — в основном убыточны. А те, которые прибыльные, прибыльны вовсе не из-за своей деятельности (они проигрывают на депозитных процентах и кредитных процентах), но зато им приносит дивиденды какая-нибудь их «дочка», и за ее счет и покрываются убытки.

Если банк большой и знаменитый, а то и государственный, тогда он получает поддержку, как, к примеру, Внешэкономбанк, и эта убыточность ему не очень страшна. Если же убыточен маленький банк и он несет убытки на протяжении нескольких кварталов, тогда руководитель этого банка просто вздрагивает и начинает искать способ выпутаться, ведь у него практически единственная перспектива — банкротство. Дальше все банкиры ведут себя по-разному — кто-то честно, кто-то не очень...

— Можно ли как-то определить, что банк в скором времени лишится лицензии?

— Никак. Вкладчиков может спасти только внимательное прочтение закона о страховании этих вкладов. Обратите внимание на то, что если к тому моменту, когда банк лишится лицензии, вы пойдете снимать деньги с нескольких депозитов, важно, чтобы в общая сумма не превышала 1 400 тыс. рублей. Поскольку АСВ свыше этой суммы ничего не компенсирует.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика