Павел Медведев: Все слова Кудрина сбрасываются на помойку

Экономист Павел Медведев предположил в интервью Sobesednik.ru, что Россия не доживёт до экономических реформ

Фото: РФ вступила в позднесоветский период создания планов реформ, сказал эксперт // Marijan Murat / Global Look Press

Экономист Павел Медведев предположил в интервью Sobesednik.ru, что Россия не доживёт до экономических реформ.

Ранее, как писал Sobesednik.ru, экс-министр финансов Алексей Кудрин предложил с 2019 года начать повышение пенсионного возраста. Ещё экономист одобрил политику Центробанка, который не поддерживает курс рубля и сохраняет резервы, а также предсказал, что стоимость нефти будет колебаться в районе 35–40 долларов за баррель.

Sobesednik.ru обсудил интервью Кудрина с финансовым омбудсменом РФ Павлом Медведевым, которого порой называют «учителем» экс-министра финансов России.

— Что вам показалось самым важным в этом интервью?

— Ничего важного нет. Алексей Леонидович уже в двадцатый пятый раз всё это повторяет.

— Он предложил после выборов объявить о повышении пенсионного возраста и уже проводить подготовительную работу. Пора ли?

— То, что пора, — это очевидно. Я боюсь, что мы уже пропустили эту возможность — поднять пенсионный возраст. Потому что мы вступили в такой позднесоветский период создания планов преобразования.

Я был членом комиссии экономиста Джермена Гвишиани. Это была одна из самых важных комиссий времен заката советской власти по реформам. Работа этой комиссии иллюстрировалась картинкой, напечатанной в «Крокодиле»: там показывались многочисленные этапы передела. Начиналось с того, что загружалось сырьё, потом из этого сырья производился какой-то полуфабрикат, потом он передавался на следующий передел, на следующий передел — много-много переделов, а в конце стоял такой механизм, который сбрасывал результат на свалку. Вот ровно так были устроены все комиссии по разработке планов преобразований.

Я к Кудрину очень положительно отношусь, он искренне говорит. Но то, что он говорит, после нескольких переделов сбрасывается на помойку.

— Если не сейчас, то когда наступит время для реформ?

— Сначала ситуация изменится кардинальным образом. Представьте себе, что мы бы с вами обсуждали проблему в 1987–1988 году. И говорили бы, что вот Кудрин говорит, что через семь-восемь лет... Бессмысленный разговор. Мы сейчас ровно на этом этапе находимся.

Обратите внимание на то, как наши начальники реагируют на наши беды. Сейчас люди отказываются платить банкам долги, потому что они уверены, что отменят коллекторов. Они вслед за большими начальниками думают, что долги с них требуют коллекторы. На самом деле это неправда: коллекторы вмешиваются лишь в 25% случаев, а в 75% сами банки пытаются долги получить. Это произошло оттого, что у большого начальства создано министерство говорения о любви к народу. И оно непрерывно говорит начальству о любви к народу с подачи советников, чей низкий уровень компетенции виден из проекта закона о коллекторах или из текста уже принятого закона о «пирамидах». Мавроди несчастного посадили за то, что он не платил, а теперь будут сажать тех, кто будет платить...

Уровень экспертизы ну просто очевиден. Я в 1957 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Я одновременно от преподавателя истории КПСС и заслуженного математика получал сообщение о том, что кибернетика — служанка империализма. Теперь одно и то же лицо обязано разрабатывать стратегию нашего газового развития и объяснять, что никаких сланцевых технологий не существует. Это уже приговор.

Я думаю, что есть большая опасность, что дело не дойдёт до изменения пенсионного возраста. Это будут делать уже другие люди, на других условиях и в другой стране.

[:image:]

— А вы хотели бы видеть Кудрина в правительстве? Может, он из тех самых других людей?

Я его слишком люблю для этого. На уровне больших начальников нет мысли о преобразованиях, поэтому Кудрин туда не впишется.

У меня два года тому назад украли дачу. И я по знакомству её вернул. По закону этого сделать было нельзя. И я, будучи добросовестным дурачком, взял и записал абсолютно все сбои, которые были по дороге: вот это нужно сделать, это [чтобы предотвращать рейдерские захваты]. Ведь произошёл рейдерский захват. Я на своём опыте понял, что нужно сделать, чтобы рейдерский захват было трудно осуществить. Я дважды большому-большому начальнику объяснял, что нужно сделать. И публично это говорил, и на собраниях. В результате этот большой начальник, который ко мне относится хорошо, передал мне через третье лицо просьбу: не рассказывать о том, что у меня украли дачу, потому что это-де не патриотично, это унижает Россию. Ну так когда будем пенсионный возраст повышать?..

— Возвращаясь к интервью Кудрина. Он предположил, что лет этак через 20 нефть станет обычным товаром, а колебания нефтяных цен перестанут нас волновать.

— На кладбище волнений нету... Ну разумеется, перестанут. Уже года три тому назад я узнал, что в Испании нельзя построить новый дом, если он сам себя полностью не обеспечивает теплом и светом. Очевидно, что наша нефть и наш газ очень скоро перестанут быть нужными.

Китайцы про себя говорят, что они в год увеличивают на 10% потребление биологической энергии на мусоре и отходов от сельского хозяйства. Если это правда, тогда «Сила Сибири» будет петлей для России.

[:image:]

— Павел Алексеевич, вы сейчас, по сути, предсказали закат России. О каких сроках вы говорите?

— У меня сейчас нет возможности проследить за этим. В 1969 году в самиздате вышла брошюрка Андрея Амальрика «Доживёт ли Советский Союз до 1984 года». Товарищи-математики с ножом к горлу пристали ко мне с этим вопросом — доживёт или нет. В 1972 году я с товарищами целый год посвятил исследованию вопроса, доживёт СССР до 1984 года или не доживёт. В итоге мы выдали такой прогноз (потихонечку, конечно, чтоб никто не слышал): до 1984 года доживёт, а до 1989-го — нет.

Тогда было два очень ярких фактора: военные расходы, которые можно было отслеживать косвенным образом, и открытые данные по росту продукции на складе. Когда предприятия, производящие, например, болт и гайку, не могли согласовать резьбу, болт и гайка шли на склад. По этим данным о продукции на складе было видно, что через короткое время вся продукция пойдёт на склад и производство остановится. Вот два фактора, на которые мы опирались. Сейчас я не знаю, за что зацепиться — за какие параметры, которые сохраняют тенденцию.

— А есть, интересно, у нас экономисты, которые могли бы предсказать, до какого года доживёт Россия?

— Прогноз — дело не вполне честное. Есть шутка у синоптиков: если вы хотите дёшево предсказать погоду на следующий день, называйте погоду сегодняшнего дня. В этом есть глубокий смысл. Когда вы составляете прогноз, вы фиксируете некоторые тенденции и предполагаете, что они продолжатся. Правда, ниоткуда не следует, что это будет так. Но больше чем в 50% случаев прогноз будет правильным. Если б мне сейчас пришлось делать прогноз, я бы надолго задумался.

— Вас иногда называют учителем Кудрина. Это так?

— Нет, это несправедливо. Он в Ленинграде учился, а я преподавал в Москве. Это говорят те люди, которые хотят поиздеваться над Кудриным и надо мной. Это намёк на то, что я плохо учил и плохо выучил Кудрина и, например, Набиуллину, которая действительно у меня училась.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика