"Какой бюджет, когда Россия находится в состоянии войны?!"

Военный перекос, удар по бизнесу и беда с пенсиями. Эксперты Sobesednik.ru разобрали слабые стороны нового бюджета

Фото: Владимир Рыжков видит в новом бюджете сильнейший удар по малообеспеченным слоям населения // Николай Титов / Russian Look

Военный перекос, удар по бизнесу и беда с пенсиями. Эксперты Sobesednik.ru разобрали слабые стороны нового бюджета.

Проект бюджета на следующий год спровоцировал волну ярких комментариев. Его называли «бюджетом стагнации». Андрей Мовчан, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги, в своей статье употребляет оборот: «Власть в этой стране выжидает, рассчитывая на рост цен на нефть и газ в не слишком отдаленной перспективе, и параллельно готовится к войне».

Экспертный сайт Высшей школы экономики OPEC.ru сообщает: «При подготовке федерального бюджета основной проблемой является приведение в соответствие доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть». Мы решили обсудить с экспертами цифры и некоторые особенности формирования бюджета на 2016 год.

Новый бюджет ударит по социальным статьям

Расходы на образование и здравоохранение по сравнению с 2015 годом сокращаются на 7% и 11%. По данным OPEC.ru, если сопоставить цифры этого бюджета с 2012 годом, сокращение расходов на образование составит 36%, на здравоохранение – почти 50%.

Политик Владимир Рыжков видит в новом бюджете сильнейший удар по малообеспеченным слоям населения. А распределение расходов в сторону спецслужб, армии и чиновничества считает опасным для национальной экономики:

– Расходы растут, потому что инфляция, товары, услуги – все дорожает, а денег больше не становится. Возникает вопрос: с кого резать? С кого снимать, а с кого не снимать? У нас получается, что в выигрыше остаются силовики: доля расходов на них за последние 6 лет выросла в 2 раза. Не будут их трогать и в 2016 году. А с кого снимать? Снимают с простого народа, снимают многими способами. Например, на будущий год не предусмотрена индексация бюджетникам зарплаты.

Если говорить по образованию и здравоохранению, там вообще катастрофическая ситуация. Высшая школа экономики посчитала, что начиная с 2012 года, если брать в реальных ценах, расходы на образование сократятся на 36 %, на здравоохранение – на 50%. В полтора раза за 3 года! При этом военные расходы, расходы на ФСБ, на силовиков, и, обратите внимание, на чиновников – не сокращаются. Таким образом, мы можем четко сказать, что бюджет 2016 года носит военно-полицейский, силовой характер, а также бюрократический, и является ярко выраженным антисоциальным. Потому что удар наносится в первую очередь по малоимущим слоям.

[:image:]

На фоне сокращения расходов на социальные статьи единый налог на вмененный доход (ЕНВД) повышается до 16%. Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин говорит о том, что утяжеление налогового бремени предпринимателей не принесет большой пользы бюджету:

– Влияние сборов с единого налога на вмененный доход на бюджет незначительно. Не те деньги, условно говоря, которые решат проблему с точки зрения сбалансированности самого бюджета. Не знаю, как повышение коэффициента на ЕНВД скажется на бизнесе в условиях рецессии, падения потребительского спроса и тому подобного. Понятна бухгалтерская логика этого решения, но с точки зрения экономической логики, мне кажется, ее толком никто не смотрел.

Что будет с пенсиями?

Отдельный вопрос – пенсии. На фоне разговоров о снижении пенсионного возраста в бюджет закладываются спорные показатели по индексации.

Владимир Рыжков напоминает цифры:

– Не предусмотрена индексация пенсии работающим пенсионерам. Пенсия неработающим индексируется только на 4%, а инфляция ожидается 6-7% по проекту бюджета. Срезают как раз с самых малоимущих деньги.

Катастрофических изменений в пенсионной системе ждет политик, представитель КПРФ Елена Шувалова:

– Хочу заметить, члены партии власти активно начинают обсуждать тему о финансировании пенсионеров не за государственный счет, а за деньги их детей. Значит, люди работали всю жизнь на государство, делали отчисления, а теперь обеспечивать их предлагается детям! Уже обсуждалась такая инициатива в Мосгордуме.

По данным Центра макроэкономических исследований Альфа-Банка, решение по индексации пенсий на 4% не является окончательным. Представители банка замечают, что, скорее всего, пенсии будут проиндексированы на 10%. Препятствовать этому может политическая воля пожертвовать интересами населения в пользу бюджета. Однако есть два факта, которые говорят о том, что жесткий контроль расходов не окончательное и бесповоротное решение.

Во-первых, правительство планирует индексировать пенсии дважды: пенсии будут проиндексированы осенью, а не только в феврале 2016 на 4%, при этом осенний размер индексации пока не известен. Второй факт – это решение Минфина о переходе на годовую верстку бюджета вместо трехлетней, соответственно, появляется возможность изменять бюджет.

Бюджет на следующий год будет военным?

Специалисты обращают внимание на постоянный рост военных расходов в последние годы. Центр развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые комментарии о государстве и бизнесе» отмечает сильное увеличение доли затрат на оборону и безопасность – с 28,4% до 33%. Стоит ли тратить такие ресурсы на оборону?

Елена Шувалова считает, что расходы на оборону сокращать нельзя:

– Я считаю, резать расходы на оборону – это смерти подобно. Вспомним знаменитое высказывание: «народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую». Посмотрите, какое сейчас время: ни в коем случае нельзя отказываться от трат на армию!

[:image:]

Другой позиции придерживается Владимир Рыжков. Политик напоминает о сокращении доходов населения на фоне военной операции в Сирии:

– Государство уже находится в состоянии войны. Началось это все в Крыму, где была проведена военная операция, к счастью, бескровная. Сам президент признал, что там была операция. Затем мы приняли участие в войне на востоке Украины, хотя мы это официально отрицаем, но у меня лично нет никаких сомнений, что там были не только добровольцы, но и регулярные части, они, по крайней мере, два раза туда заходили. Было огромное количество нашей техники, боеприпасов, специалистов. Сейчас у нас идет текущая война в Сирии, она небольшая по масштабу, но тем не менее это реальная война, и она уже идет.

Военные расходы достигли 5% ВВП. Россия сейчас на 8 месте в мире по доле расходов на оборону, то есть мы одна из стран, которые больше всех в мире тратят на армию. И вот этот перекос в сторону военных расходов он уже очень сильно ударил по экономике страны. Экономика сокращается, нас ожидает сокращение на 4,6%, доходы людей в этом году упали на 10%. По мере того, как мы увеличиваем расходы на силовиков и чиновников, экономика погружается все больше в кризис, это связанные вещи.

Где взять деньги?

Обязательно ли урезание социальных расходов? Эксперты предлагают свои источники пополнения бюджета.

Представители Центра макроэкономических исследований Альфа Банка считают, что реальная проблема заключается в том, что из-за отсутствия экономического роста доходная часть бюджета крайне слаба. Наиболее правильная стратегия выхода из бюджетного тупика – это ускорение экономического роста. Иначе правительству придется искать способы сокращения своих обязательств в реальном выражении, и в этом случае нас ждет возврат к высокой инфляции.

[:image:]

Елена Шувалова предлагает возложить бремя расходов на нефтегазовый сектор и представителей крупного капитала:

– Да, действительно, расходы на социальные статьи уменьшены. Однако не там надо искать недостающие средства. Все ведь на поверхности. У нас процветает в стране нефтегазовая отрасль. Думаю, нужно собирать налоги по прогрессивной шкале, в том числе с представителей крупного бизнеса.

Власти отказывают в поддержке малому бизнесу, хотя в других странах представители этой группы платят значительные налоги, напоминает Владислав Корочкин:

– Мы постоянно повторяем и говорим, что есть другие источники экономии бюджетных средств, что малый бизнес трогать нельзя, что, наоборот, средств на развитие малого бизнеса в условиях кризиса надо выделять больше. Приведу в пример наших ближайших соседей, которые за последние 25 лет совершили в определенном смысле экономическое чудо. Это Беларусь, Казахстан, Польша, где совсем другой подход к малому бизнесу, и они наращивают свой экспорт, в том числе и малыми предприятиями, на десятки процентов в год.

Но там другой подход: например, любое малое предприятие, которое регистрируется, тут же может получить беспроцентный кредит – без залога – на 10-15 тысяч долларов. Любое предприятие, без исключения. И на отрезке в год, когда бюджет верстается – это не сказывается, а на промежутках в 10-15-20 лет это начинает играть очень сильно. У нас есть достаточные резервы для экономии бюджетных средств с точки зрения экономии на госзакупках. Есть резервы оптимизации налогообложения фонда оплаты труда, прежде всего высокооплачиваемых сотрудников госкорпораций. Те деньги, которые сейчас пытаются взять с малого бизнеса путем повышения ЕНВД, можно было бы в достаточном количестве найти там.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика