Таскать каштаны из огня – к деньгам

Москвичи, первыми в стране открывшие точку продажи жареных каштанов, поведали о сложностях своего необычного бизнеса

Фото: На фоне паровозиков любят фотографироваться дети // Андрей Струнин / «Собеседник»

Москвичи, первыми в стране открывшие точку продажи жареных каштанов, поведали о сложностях своего необычного бизнеса.

На улицах Москвы давно можно выпить кофе, поесть кукурузы, китайской лапши и пирожков с чем угодно. А с тех пор как два года назад супруги Мария и Виталий Тимохины начали свое дело, в России появилась старинная французская уличная еда – жареные каштаны.

«Этим ты будешь людей кормить?»

В 2012 году москвичи Виталий Тимохин, в прошлом военный, его жена Мария, педагог по образованию, и дочь Мила, студентка МГУ, решили заняться бизнесом. Непременно связанным с едой – Виталий в молодости был командующим курсантской столовой, Мария одно время работала управляющей в пиццерии, и обоим эта история нравилась.

– Как-то мы поехали гулять в парк Горького, увидели, что он стал вполне европейским местом, и захотели поучаствовать в чем-то подобном, – рассказывает Виталий Тимохин. – Стали предлагать директорам парков разные идеи уличной еды, но оказалось, что все это в Москве уже есть. Задумались, чего же нет. Однажды в гостях у друзей – это было 23 февраля 2013 года – обсуждали бизнес, и вдруг жена говорит: «А может, жареные каштаны?»

[:wsame:]

Весь следующий день (и множество других) Тимохины просидели в интернете. Для них было две новости – хорошая и не очень. Во-первых, никто в России жареными каштанами на тот момент не занимался. Во-вторых, съедобных каштанов в нашей стране практически нет. Тот вид каштана, что в изобилии растет в парках – это каштан конский, не для еды. Во Франции, Италии, Испании едят благородный каштан, который там и произрастает. Есть такой каштан в Китае, в Грузии, в Турции, немного в окрестностях Сочи, но там либо нет культуры сбора, либо орех проигрывает по вкусу.

После долгих поисков поставщика Виталий и Мария вышли на украинскую компанию, у которой купили в итоге первые 3 тонны товара и два комплекта оборудования, стилизованного под паровозик. Цена была абсолютно невыгодной, но Тимохины решили рискнуть.

Самое смешное, что ни Виталий, ни Мария к тому моменту каштаны не пробовали. Так что бизнес, на который пошли все семейные деньги – около 3 миллионов рублей, – они ставили вслепую. Первая дегустация состоялась, когда товар уже лежал на складе и была назначена дата старта.

– Накануне я привез каштаны на дачу и пожарил на мангале, – вспоминает Виталий. – Мария попробовала и говорит: «И этим ты собрался людей кормить?!» Сейчас ей нравится, а тогда было невкусно.

На следующее утро Тимохины впервые отправились со своим паровозиком в Коломенский парк. Был солнечный июльский выходной день.

[:image:]

– Поехали я, дочь и подруга жены, Мария осталась с сыном на даче, – рассказывает Виталий. – Каждые полчаса мы с ней созванивались. Сначала все было плохо. Первый час – 2 порции продано, второй – еще 2. А после обеда вдруг выстроилась очередь в 50 человек. Мы физически не успевали жарить каштаны. Но люди стояли, не уходили, я их развлекал как мог. Жене звонить было уже некогда, посылал ей иногда фотографии.

К концу дня хозяева паровозика продали больше 100 кг каштанов – очень много даже по нынешним временам. Тимохиным стало ясно, что дело пойдет.

«Хорошо, что не уговорили»

Сейчас, спустя два года, у них 12 паровозиков по всей Москве: они жарят каштаны на ВДНХ, в Сокольниках, в саду «Эрмитаж» – практически во всех главных столичных местах народных гуляний.

[:wsame:]

В Европе каштановый бизнес – по сути рождественская история: созревают каштаны в середине осени и на улицах продавцов можно увидеть лишь с ноября по февраль. Тимохиных такой вариант не устраивал, они хотели жарить каштаны круглый год. Этого, кстати, требуют договоры с парками: точка должна работать каждый день определенное количество часов. Дождь ли, метель, 30-градусный мороз – договор есть договор. Поэтому Тимохины закупают не сырые каштаны, а частично прожаренные и замороженные. Вкус в этом случае сохраняется, зато сокращается время жарки, которое для сырых каштанов приличное – 20 минут. Хранить замороженные каштаны можно несколько месяцев.

Еще один плюс работы с заморозкой обнаружился, когда год назад вступил в силу запрет на ввоз многих продуктов из ЕС. Первая партия каштанов, закупленная у украинцев, закончилась очень быстро – 3 тонн хватило на 5 месяцев. Тимохины стали искать товар в Европе, и им не повезло: испанский поставщик продал плохой. Деньги за партию он до сих пор не вернул, Виталий планирует судиться. Обжегшись, Тимохины снова начали поиски и сейчас работают с итальянской компанией, которая обрабатывает каштаны из Чили и снабжает ими многие европейские страны. Но когда сотрудничество с итальянцами наладилось, пришло известие о продуктовом эмбарго.

– 8 августа нам в Италии как раз отгружали 15 тонн каштанов, – рассказывает Виталий. – Поставщик позвонил прямо с фабрики и сказал: извините, мы вашу машину разгружаем обратно. Мы сутки уговаривали отправить груз, но, к счастью, не уговорили, потому что в итоге оказалось, что наш продукт не попадает под запрет. Это же не сырые каштаны, а замороженный полуфабрикат. Но первое время таможня не знала, как его оформлять, и мы могли бы потерять всю партию.

[:image:]

«Надо путешествовать внимательно»

Фокус с заморозкой каштанов помогает Тимохиным продавать их круглый год, однако спрос – штука непостоянная, зависит от времени года, от дня недели, от текущей погоды. Горячее время – с декабря по февраль, пасхальные и майские праздники, выходные дни в теплое время года.

С нестабильностью спроса связана и одна из главных проблем каштанового бизнеса – поиск продавцов. Москвичей такая работа не привлекает, поэтому все продавцы – приезжие.

[:wsame:]

– Им выгодно работать каждый день, но физически это невозможно, – объясняет Виталий. – В Новый год они стоят практически без выходных, а потом продажи падают, и мне некуда их ставить. Отсюда постоянная текучка. Еще воруют. Продавцы – постоянная головная боль у всех, кто занимается уличными продажами.

Кризис, конечно, не прошел мимо Тимохиных: вырос курс евро, подорожала аренда, стало меньше покупателей, пришлось поднять цену одной порции каштанов со 150 до 200 рублей. Тем не менее бизнес живет и даже растет – сейчас за счет франшизы, которую они продают по 450 тысяч рублей за пакет. Их паровозики с каштанами стоят уже в 9 городах страны, а скоро, возможно, поедут в Казахстан и Белоруссию.

Виталий с Марией присматриваются к супермаркетам, где тоже можно продавать каштаны, и к другим продуктам, которые интересно предложить россиянам в качестве уличной еды.

– Могу сказать, что люди путешествуют невнимательно, – смеется Виталий. – Есть еще много интересных и вкусных вещей, которых у нас в стране пока нет.

Правда, самим Тимохиным путешествовать некогда. За два года, что работает каштановый бизнес, Виталий и Мария ни разу не были в отпуске.

[:wsame:]

/Детали

Торговая точка. Месяц аренды, например, в московском парке может стоить от 30 до 120 тысяч рублей в зависимости от его раскрученности и близости к центру. Бывают и другие варианты – например когда аренды нет, но отчисляется процент от выручки (обычно 15 процентов). «Решив заняться уличными продажами, начинать нужно именно с поиска места, потому что это дело небыстрое, – говорит Виталий Тимохин. – Вы рассылаете письма, они попадают к менеджерам, которые отвечают, когда посчитают нужным, а иногда совсем не отвечают».

Сырье. В случае с каштанами это самая затратная часть проекта, требующая больших вложений уже на старте. Этот продукт невозможно покупать маленькими партиями – он сезонный, закупки возможны 1 раз в год. Стоимость 1 тонны каштанов Тимохины не раскрывают. Это может быть от 3 до 6 тысяч евро за тонну в зависимости от происхождения товара.

Помещение. Закупленное сырье нужно хранить при температуре -18 градусов. Аренда склада с холодильным оборудованием в Москве – в среднем 40 тысяч рублей в месяц.

Оборудование. Нужна электрическая жаровня (в европейских странах каштаны жарят на углях или газе, что в России запрещено). Один паровозик на две жаровни, например, стоит 200 тысяч рублей.

Персонал. Нужен как минимум один продавец, который зарабатывает от 1 тысячи рублей в день. Для работы ему понадобится форма – футболка, фартук, головной убор, одноразовые перчатки.

Реклама. Хорошо оформленная точка продажи рекламирует себя сама. Но на первых порах нужен как минимум сайт, можно продвигаться через социальные сети.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика