00:01, 21 Июня 2015 Версия для печати

Таскать каштаны из огня – к деньгам

На фоне паровозиков любят фотографироваться дети
На фоне паровозиков любят фотографироваться дети
Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Москвичи, первыми в стране открывшие точку продажи жареных каштанов, поведали о сложностях своего необычного бизнеса.

На улицах Москвы давно можно выпить кофе, поесть кукурузы, китайской лапши и пирожков с чем угодно. А с тех пор как два года назад супруги Мария и Виталий Тимохины начали свое дело, в России появилась старинная французская уличная еда – жареные каштаны.

«Этим ты будешь людей кормить?»

В 2012 году москвичи Виталий Тимохин, в прошлом военный, его жена Мария, педагог по образованию, и дочь Мила, студентка МГУ, решили заняться бизнесом. Непременно связанным с едой – Виталий в молодости был командующим курсантской столовой, Мария одно время работала управляющей в пиццерии, и обоим эта история нравилась.

– Как-то мы поехали гулять в парк Горького, увидели, что он стал вполне европейским местом, и захотели поучаствовать в чем-то подобном, – рассказывает Виталий Тимохин. – Стали предлагать директорам парков разные идеи уличной еды, но оказалось, что все это в Москве уже есть. Задумались, чего же нет. Однажды в гостях у друзей – это было 23 февраля 2013 года – обсуждали бизнес, и вдруг жена говорит: «А может, жареные каштаны?»

Весь следующий день (и множество других) Тимохины просидели в интернете. Для них было две новости – хорошая и не очень. Во-первых, никто в России жареными каштанами на тот момент не занимался. Во-вторых, съедобных каштанов в нашей стране практически нет. Тот вид каштана, что в изобилии растет в парках – это каштан конский, не для еды. Во Франции, Италии, Испании едят благородный каштан, который там и произрастает. Есть такой каштан в Китае, в Грузии, в Турции, немного в окрестностях Сочи, но там либо нет культуры сбора, либо орех проигрывает по вкусу.

После долгих поисков поставщика Виталий и Мария вышли на украинскую компанию, у которой купили в итоге первые 3 тонны товара и два комплекта оборудования, стилизованного под паровозик. Цена была абсолютно невыгодной, но Тимохины решили рискнуть.

Самое смешное, что ни Виталий, ни Мария к тому моменту каштаны не пробовали. Так что бизнес, на который пошли все семейные деньги – около 3 миллионов рублей, – они ставили вслепую. Первая дегустация состоялась, когда товар уже лежал на складе и была назначена дата старта.

– Накануне я привез каштаны на дачу и пожарил на мангале, – вспоминает Виталий. – Мария попробовала и говорит: «И этим ты собрался людей кормить?!» Сейчас ей нравится, а тогда было невкусно.

На следующее утро Тимохины впервые отправились со своим паровозиком в Коломенский парк. Был солнечный июльский выходной день.

Виталий с женой решили продавать жареные каштаны, ни разу их не пробовав
Виталий с женой решили продавать жареные каштаны, ни разу их не пробовав
Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

– Поехали я, дочь и подруга жены, Мария осталась с сыном на даче, – рассказывает Виталий. – Каждые полчаса мы с ней созванивались. Сначала все было плохо. Первый час – 2 порции продано, второй – еще 2. А после обеда вдруг выстроилась очередь в 50 человек. Мы физически не успевали жарить каштаны. Но люди стояли, не уходили, я их развлекал как мог. Жене звонить было уже некогда, посылал ей иногда фотографии.

К концу дня хозяева паровозика продали больше 100 кг каштанов – очень много даже по нынешним временам. Тимохиным стало ясно, что дело пойдет.

«Хорошо, что не уговорили»

Сейчас, спустя два года, у них 12 паровозиков по всей Москве: они жарят каштаны на ВДНХ, в Сокольниках, в саду «Эрмитаж» – практически во всех главных столичных местах народных гуляний.

В Европе каштановый бизнес – по сути рождественская история: созревают каштаны в середине осени и на улицах продавцов можно увидеть лишь с ноября по февраль. Тимохиных такой вариант не устраивал, они хотели жарить каштаны круглый год. Этого, кстати, требуют договоры с парками: точка должна работать каждый день определенное количество часов. Дождь ли, метель, 30-градусный мороз – договор есть договор. Поэтому Тимохины закупают не сырые каштаны, а частично прожаренные и замороженные. Вкус в этом случае сохраняется, зато сокращается время жарки, которое для сырых каштанов приличное – 20 минут. Хранить замороженные каштаны можно несколько месяцев.

Еще один плюс работы с заморозкой обнаружился, когда год назад вступил в силу запрет на ввоз многих продуктов из ЕС. Первая партия каштанов, закупленная у украинцев, закончилась очень быстро – 3 тонн хватило на 5 месяцев. Тимохины стали искать товар в Европе, и им не повезло: испанский поставщик продал плохой. Деньги за партию он до сих пор не вернул, Виталий планирует судиться. Обжегшись, Тимохины снова начали поиски и сейчас работают с итальянской компанией, которая обрабатывает каштаны из Чили и снабжает ими многие европейские страны. Но когда сотрудничество с итальянцами наладилось, пришло известие о продуктовом эмбарго.

– 8 августа нам в Италии как раз отгружали 15 тонн каштанов, – рассказывает Виталий. – Поставщик позвонил прямо с фабрики и сказал: извините, мы вашу машину разгружаем обратно. Мы сутки уговаривали отправить груз, но, к счастью, не уговорили, потому что в итоге оказалось, что наш продукт не попадает под запрет. Это же не сырые каштаны, а замороженный полуфабрикат. Но первое время таможня не знала, как его оформлять, и мы могли бы потерять всю партию.

Жареный каштан
Жареный каштан
Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

«Надо путешествовать внимательно»

Фокус с заморозкой каштанов помогает Тимохиным продавать их круглый год, однако спрос – штука непостоянная, зависит от времени года, от дня недели, от текущей погоды. Горячее время – с декабря по февраль, пасхальные и майские праздники, выходные дни в теплое время года.

С нестабильностью спроса связана и одна из главных проблем каштанового бизнеса – поиск продавцов. Москвичей такая работа не привлекает, поэтому все продавцы – приезжие.

– Им выгодно работать каждый день, но физически это невозможно, – объясняет Виталий. – В Новый год они стоят практически без выходных, а потом продажи падают, и мне некуда их ставить. Отсюда постоянная текучка. Еще воруют. Продавцы – постоянная головная боль у всех, кто занимается уличными продажами.

Кризис, конечно, не прошел мимо Тимохиных: вырос курс евро, подорожала аренда, стало меньше покупателей, пришлось поднять цену одной порции каштанов со 150 до 200 рублей. Тем не менее бизнес живет и даже растет – сейчас за счет франшизы, которую они продают по 450 тысяч рублей за пакет. Их паровозики с каштанами стоят уже в 9 городах страны, а скоро, возможно, поедут в Казахстан и Белоруссию.

Виталий с Марией присматриваются к супермаркетам, где тоже можно продавать каштаны, и к другим продуктам, которые интересно предложить россиянам в качестве уличной еды.

– Могу сказать, что люди путешествуют невнимательно, – смеется Виталий. – Есть еще много интересных и вкусных вещей, которых у нас в стране пока нет.

Правда, самим Тимохиным путешествовать некогда. За два года, что работает каштановый бизнес, Виталий и Мария ни разу не были в отпуске.

/Детали

Торговая точка. Месяц аренды, например, в московском парке может стоить от 30 до 120 тысяч рублей в зависимости от его раскрученности и близости к центру. Бывают и другие варианты – например когда аренды нет, но отчисляется процент от выручки (обычно 15 процентов). «Решив заняться уличными продажами, начинать нужно именно с поиска места, потому что это дело небыстрое, – говорит Виталий Тимохин. – Вы рассылаете письма, они попадают к менеджерам, которые отвечают, когда посчитают нужным, а иногда совсем не отвечают».

Сырье. В случае с каштанами это самая затратная часть проекта, требующая больших вложений уже на старте. Этот продукт невозможно покупать маленькими партиями – он сезонный, закупки возможны 1 раз в год. Стоимость 1 тонны каштанов Тимохины не раскрывают. Это может быть от 3 до 6 тысяч евро за тонну в зависимости от происхождения товара.

Помещение. Закупленное сырье нужно хранить при температуре -18 градусов. Аренда склада с холодильным оборудованием в Москве – в среднем 40 тысяч рублей в месяц.

Оборудование. Нужна электрическая жаровня (в европейских странах каштаны жарят на углях или газе, что в России запрещено). Один паровозик на две жаровни, например, стоит 200 тысяч рублей.

Персонал. Нужен как минимум один продавец, который зарабатывает от 1 тысячи рублей в день. Для работы ему понадобится форма – футболка, фартук, головной убор, одноразовые перчатки.

Реклама. Хорошо оформленная точка продажи рекламирует себя сама. Но на первых порах нужен как минимум сайт, можно продвигаться через социальные сети.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

17:09, 10 Декабря 2016
Sobesednik.ru узнал о семье Кураевых из Владимира и необычную историю появления у них детей
»
13:06, 10 Декабря 2016
В Астрахани работают магазины, в которых покупатели могут «перехватить до зарплаты» продукты, узнал Sobesednik.ru
»
13:00, 10 Декабря 2016
8 декабря в Москве трое неизвестных, пытаясь украсть банку энергетика из «Пятерочки», ударили ножом охранника
»