05.04.2011

Зачем нужно искусство

Смерть Людмилы Гурченко – утрата, которая долго еще будет отзываться болью: Гурченко была идеалом для миллионов женщин, она казалась нестареющей и бессмертной, при этом умела быть очень разной: кто еще работал в таком диапазоне – от ролей гротескных, почти опереточных, до трагической Нины в «Двадцати днях без войны»?

Смерть Людмилы Гурченко – утрата, которая долго еще будет отзываться болью: Гурченко была идеалом для миллионов женщин, она казалась нестареющей и бессмертной, при этом умела быть очень разной: кто еще работал в таком диапазоне – от ролей гротескных, почти опереточных, до трагической Нины в «Двадцати днях без войны»? От концерта фронтовых песен – до легендарных телевизионных «Бенефисов»? Но во всех этих ипостасях она безупречно держала форму, доказывая всем, что искусство – лучший способ самосохранения, безотказный рецепт вечной молодости. Работа вообще лечит, а уж творчество и подавно позволяет сохраниться вопреки любым обстоятельствам. Гурченко воплощала представление о празднике, о триумфе – несмотря на далеко не праздничную, весьма негладкую биографию. Она долго еще будет примером силы и легкости, самообладания и блеска – и дай Бог, чтобы этот пример вдохновлял зрителя: без идеала жизнь обесценивается.

Об этой же целительности искусства напомнил Фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, открывшийся в день его рождения, 27 марта. Кристоф Эшенбах, главный дирижер Вашингтонского национального симфонического оркестра, в Зале Чайковского продирижировал Девятой симфонией Бетховена. Это было грандиозное исполнение, еще один трагический триумф – бетховенскую Девятую в Москве исполняют часто, и тут, казалось бы, удивить нечем, но Российский национальный оркестр в тот вечер звучал с редкой свежестью и мощью. Фестиваль продлится до 5 апреля – не пропустите Кремера, да и вообще редкий день обойдется без серьезного музыкального события. Ольга Ростропович, руководительница фестиваля, превращает его не только в мемориал отца, но и в смотр лучших сил мировой музыки.

А 24 марта Дмитрий Медведев посетил Московский дом фотографии. Теперь это мультимедиа-арт-музей. Ольга Свиблова, директор, провела президента по выставке арт-объектов, и видно было, что концептуальное искусство заинтересовало его всерьез. Там много было замечательных идей, остроумных инсталляций, проектов на стыке живописи и техники – все это ново, дерзко и увлекательно, и именно там президент напомнил о необходимости поддерживать современное искусство. Оно ищет образ будущего, раскрепощает мысль, внушает веру в неисчерпаемость человека. То, что президент выбрал для посещения именно эту выставку – важный своевременный сигнал.

 

Михаил ШВЫДКОЙ

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика