Дорогой Никита Сергеевич. Слишком дорогой

Никита Михалков показал, наконец, премьеру "Утомленные солнцем 2: предстояние". Бюджет второй и третьей части (которую сейчас будут готовить к выходу на экраны) составил рекордные для России 37 млн. евро.

Никита Михалков показал, наконец, премьеру "Утомленные солнцем 2: предстояние". Бюджет второй и третьей части (которую сейчас будут готовить к выходу на экраны) составил рекордные для России 37 млн. евро.

Между тем, фильм, действие которого происходит во время Великой Отечественной войны, хоть и отобран на конкурс в Канны, уступает первым "Утомленным" прежде всего в уровне психологии героев. Тонкой драмы нет, есть брутальный блокбастер. Впрочем, с Михалкова особый спрос: он вряд ли может снимать плохое кино.

Можно как угодно относиться к нему как к человеку, но талант режиссера виден и очевиден. Получилась добротная картина о войне с несколькими дорогущими батальными сценами и значительным количеством душещипательных эпизодов. 

Начинается кино со страшного сна бывшего комдива Котова (Михалков), в котором он окунает периодически матерящегося Сталина (Максим Суханов) лицом в торт. Котов, равно как его жена (вместо Ингеборги Дапкунайте ее играет Виктория Толстоганова) и его палач-НКВДшник Митя (Олег Меньшиков) "воскресли" из первой части. Котова, оказывается, никто не расстреливал, как нам об этом сообщали в финальных титрах первых "Утомленных", а Митя - герой Меньшикова - выжил после вскрытия вен в ванне, хотя не должен был. 

По сути, у Михалкова получился классический фильм о войне, куда зэк Котов попадает из лагеря. Михалков попытался актуализировать военно-патриотическую тему, но нельзя сказать, что мы получили какие-то особые откровения: о Великой Отечественной уже снято всё, что можно, а последние попытки Владимира Хотиненко и Веры Глаголевой ("Поп" и "Одна война" соответственно) сделаны с такими акцентами, которые "государственника" Михалкова никак не могут устроить.

Чтобы "зацепить" зрителя, режиссер прибегает к приемам, которые смотрятся неоднозначно. Например, появление фашистских танков с огромными транспарантами со свастикой, похожими на паруса. "Рука Терминатора" у героя Михалкова (вместо пальцев - железные конструкции с выдвигающимися ножами) вызывает смех, а эпизод, когда немецкий лётчик, которому запрещено бомбить корабль с красным крестом и детьми на борту, решает "бомбить", сходив (простите) на них по-большому, вообще не лезет ни в какие ворота.

Хорошо, что фильм едет на фестиваль в Канны, а не в Берлин, не то было бы очень стыдно за державу. Хотя и так стыдно.

Недоумение вызывает и поведение образцового полка кремлевских курсантов перед зэками-"штрафбатовцами". Курсанты вместе с их командиром выглядят какой-то подготовительной группой детского сада. Правда, создатели ленты уверяют, что такой эпизод на войне действительно был. Странно и то, что после самого жёсткого боя выживают в основном только командиры. Ну а Терминатор-Михалков вообще живее всех живых. Кто бы сомневался! 

Звездный актерский состав не стал проблемой для Михалкова, тем более с таким бюджетом (хотя, ходят слухи, что режиссер не сошелся с Дапкунайте именно в финансовых вопросах). Мария Шукшина предстает в роли гламурной истерички, спасающей люстру из венецианского стекла (как тут не вспомнить "Мимино"?).

Дмитрий Дюжев бежит из лагеря вместе с Михалковым. Конечно же, звездой ленты стала подросшая дочь Михалкова Надя. Честная пионерка Надя спасается на морской мине (!) вместе с героем Сергея Гармаша, который оказывается священником, крестит ее, тонет, после чего мина взрывает корабль, на котором эвакуировалась Мария Машкова с люстрой, люстра падает рядом с Надей, сюда же прилетает бюст товарища Сталина. Лихо, но не элегантно.

Тот штрих-пунктирный, утонченный сюрреализм, сгусток недоразумений и тайных чувств, который был таким эффектным в первых "Утомленных", здесь уже не работает, и поэтому зрители, видя дочь Михалкова на надувной мине, нервно хихикают: девочка на шаре. Роль шаровой молнии (помните такую?) тут выполняет бабочка, прилетающая на места главных событий. Но и бабочкин символизм на порядок меньше. 

Накануне премьеры Никита Михалков в разных интервью как бы отчитывался за те миллионы-миллиарды, которые ему были выделены на фильм: специально для съёмок построили деревянный мост через Клязьму и год ждали, пока он "постареет"; сделали декорацию церкви в натуральную величину (мост и церковь взорвали), ригу посреди деревни (сожгли), пошили пять тысяч (!!!) костюмов для актеров и массовки. Всё это здорово, но некоторые эпизоды, когда пришлось обойтись без такого монументализма, мягко говоря, вызывают вопросы.

Нарисованный (спасибо что не пластилиновый) снег, нарисованная (едва ли не акварелью) Москва с еще не восстановленным на момент съёмок "Рабочим и колхозницей", - не к лицу фильму, который стоит 37 млн. евро.  

Впрочем, Михалкову не раз удастся выжать из зрителя слезу и, пожалуй, удастся сделать так, чтобы зритель задумался о том, что такое жизнь и какова ее цена. Периодически он обращается к самым трогательным кадрам из первых "Утомлённых", но в целом вторая часть получилась тяжелой: много смерти, много крови, много человеческого мяса, причем давит гусеницами и калечит режиссер не немцев, а наших.

Третья часть "Цитадель", которая будет настоящим продолжением второй (чего нельзя сказать о второй по отношению к первой), по мнению Михалкова, мягче и "веселее". Но пока с 22 апреля на экранах появится только "Утомленные солнцем 2: предстояние". 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика