Туда-сюда-обратно

Фильм Андрея Степковского «Обратное движение» уже заработал немало наград: национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за лучшую главную женскую роль (Ольга Демидова), приз за лучший дебют на международном кинофестивале в Монреале.

Фильм Андрея Степковского «Обратное движение» уже заработал немало наград, вот только некоторые: приз им. Г. Горина за лучший сценарий на 21-м "Кинотавре" в Сочи (Ануш Варданян, Андрей Стемпковский, Гиви Шавгулидзе), национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за лучшую главную женскую роль (Ольга Демидова), приз за лучший дебют на международном кинофестивале в Монреале.

Визуальный ряд местами очень хорош, но вот сюжет слабоват, и развитие его предсказуемо. Сын героини (Ольга Демидова), служащий в горячей точке, пропадает без вести, она подбирает малолетнего гастарбайтера, моет-лечит-утешает, тут внезапно возвращается чудом выживший сын (Владислав Абашин), пол-фильма мрачно смотрит на таджикского мальчика – ревнует маму, потом оказывается, что этого мальчика ищут плохие люди, поскольку он единственный свидетель преступления, плохие его находят и похищают, героиня страдает, и тут сын, разумеется, встает с дивана, по-телячьи моргает, выслеживает бандитов, освобождает пацана, всех плохих убивает и сам в конце погибает от случайной пули. А что ему остается, если мать еще тогда смирилась с его гибелью? Фильм полностью выдержан в сомнительной эстетике 90-х. Вот и снимать его надо было тогда.

Хотя задумано было интересно и нестандартно. «Я настаивал на отказе от самых распространенных способов воздействия на зрителя, – говорит режиссер Андрей Стемпковский, – мы серьезно занимались трудноуловимыми вещами, не имеющими «ударной» силы, но создающими неповторимое поле восприятия». Действительно, весь фильм – это фон для того главного, что не показано. В картине почти нет слов, только необходимый минимум. Но это и к лучшему, потому что идиотские диалоги – частая беда нашего кино. Таким же образом выстроены сцены, все главные события лишь подразумеваются, а нам показывают фон, последствия, «до» и «после». Впрочем, догадаться, что происходит, не составляет труда. Возможно, будь сюжет сложнее и многообразнее, этот ход не удался бы, зритель бы запутался и ничего не понял, но тут прокатило. Не понял зритель одного: в чем смысл названия картины.

И все же чего-то в фильме не хватает. Вероятно, как раз того, что осталось за кадром.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика