Татьяна Лиознова: ушли ее мгновения...

В четверг ушла из жизни Татьяна Лиознова – выдающийся режиссер, автор фильмов «Три тополя на Плющихе» и «17 мгновений весны»

В четверг ушла из жизни Татьяна Лиознова – выдающийся режиссер, автор фильмов «Три тополя на Плющихе» и «17 мгновений весны».

Татьяна Лиознова родилась в Москве в 1924 году. Поступив после школы в МАИ, отучилась там всего один семестр – спустя 20 лет она отдала дань этому первому своему выбору фильмом «Им покоряется небо».

В 1943-м пришла во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, откуда после испытательного семестра ее хотели отчислить – за недостаточный жизненный опыт. С трудом убедила педагогов посмотреть ее учебные работы – и вопрос об отчислении был снят.

Несмотря на сложные и тяжелые темы, в картинах Лиозновой нет ни капли безнадежности. Они полны искреннего советского гуманизма, веры в то, что мы строим общество, которое никогда не даст человеку пропасть. Это видно и в «Карнавале», и особенно в «Рано утром», и это в самом деле очень характерно для эпохи – у Татьяны Михайловны вообще было невероятное чувство соответствия стиля и времени. Она обладала и пора­зительным чутьем на социальный типаж, умением увидеть в актере его природу – для многих роли у Лиозновой становились знаковыми и определяли их образы на всю жизнь.

Едва увидев Инну Макарову в постановке Лиозновой «Кармен», Александр Фадеев сразу же понял: вот Люба Шевцова для «Молодой гвардии». Именно Лиознова окончательно раскрыла Олега Ефремова в образе простого и умного героя. Лучшая роль Ирины Муравьевой – Нина Соломатина из «Карнавала». Не говоря уже о «17 мгновениях весны», после которых Тихонов для нас – всегда Штирлиц, а Броневой – Мюллер.

Фильмы Лиозновой легко смотреть даже без звука. Потому что в уста героев часто вкладывалось совсем не то, что хотелось бы, но в каждом кадре у нее всегда видна правда, и в этом тоже проявлялось умение видеть суть вещей.

Татьяна Михайловна сняла очень мало – всего девять фильмов за всю жизнь. Но каждый из них абсолютно точно отразил свое время, и ни один не устарел и не устареет никогда.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика