Алла Сурикова: Провинция смеется шире, чем столица

У Аллы Суриковой на лице неизменная улыбка, говорит она тихо, мягко. Ее лиричные комедии «Суета сует», «Искренне ваш…», «Человек с бульвара Капуцинов» довольно часто показывают по телевизору. Наверное, чтобы мы не совсем ожесточились душой. Сейчас Алла Ильинична заканчивает новый фильм и одновременно готовится к фестивалю «Улыбнись, Россия!» (Он пройдет осенью.) А еще пытается спасти от падения в пропасть общественные вкусы.

Фото: Алла Сурикова // Anatoly Lomohov / Russian Look

– Некоторое время назад Общественная палата собирала уважаемых людей из сферы культуры поговорить о духовном кризисе в России. Вы в этом разговоре тоже участвовали. Считаете, возможно привить высокое и человеческое, когда массы голосуют за то, что блестит ярче, кричит громче?
– Попытка возродить идеологию в том виде, в каком она была, нереальна и не нужна. Но что-то делать надо, чтобы гламур и глянец не стали главными знаменами поколения.
Моя студия «Позитив-фильм» уже сняла 50 документальных картин не о героях светских тусовок, а о подвижниках из провинциальных музеев. Идея сделать проект появилась после того, как я проехала по Волге и увидела шикарные музеи в Ярославле, Угличе, Костроме, Астрахани, о существовании которых не подозревала. Самый первый фильм цикла «Провинциальные музеи России» был о вепсах и назывался «Рюрик и его Шелтозеро». А дальше ребята, выпускники режиссерских курсов, поехали в Пермь, Торжок, Рыбинск, Шушенское, Тамбов… Идут фильмы по самому культурному из каналов – «Культуре». И зрители, представьте, письма пишут, благодарят нас.

– Расскажите про вашу новую картину «Человек с бульвара КапуциноК». О чем она?
– Про то, что кино способно повлиять на судьбы людей, изменить их жизнь. Пусть это сказка, но я в это верю! Маша Миронова там играет девушку, влюбленную в старое советское кино. Она – внучка мистера Феста, которого в первом фильме играл ее отец Андрей Миронов. То есть это как бы продолжение истории. У нас и на этот раз собрались первоклассные актеры: Лиза и Михаил Боярские, Алексей Булдаков, Николай Фоменко, Леонид Ярмольник, Юрий Гальцев, Андрей Носков… В фильме много песен, танцев, драк. Но никто никого не убивает, я принципиально не снимаю про убийства. Сейчас вот звук пишем.

– Маша Миронова похожа на отца?
– Очень. Но это сходство такое особенное! Смотрю рабочий материал фильма и вижу, что похожа даже в тех деталях, которые нарочно не скопируешь: в движениях губ, в улыбке, в походке… У меня же Андрей в двух картинах снимался, и мы общались достаточно тесно.
16 августа, в день памяти Андрея, мы находились на съемках в Муроме, туда приехала и Маша Голубкина, его приемная дочь. Девочки дружат (это так здорово!), и мы втроем посидели, помянули Андрея Александровича. Я бы не стала снимать это кино, если бы Маша отказалась в нем играть. К ней на съемки приезжал сын Андрей, красивый, очень приятный, хорошо воспитанный юноша. Он тоже снялся у меня в маленьком эпизоде.

– «Человека с бульвара Капуцинов» посмотрели 60 миллионов зрителей. На какое количество рассчитываете на этот раз?
– Сегодня успех картины почти целиком зависит от того, сколько денег вбухивается в ее рекламу. Сейчас ведем переговоры, как нам грамотно выстроить рекламную кампанию. Если они будут успешными, картину посмотрят. Когда мы с Лёней Ярмольником делали фильм «Московские каникулы», он сумел как-то в своей телепередаче «L-клуб» ее разрекламировать: «Идите! Смотрите! Замечательное кино!» Мы с оператором Владимиром Нахабцевым были в ужасе: как можно говорить о картине «замечательная», если ее никто не видел? Но Лёня был уверен, что все правильно делает, а мы ничего не понимаем. И действительно, «Московские каникулы» посмотрели 800 тысяч – внушительная для 1995 года цифра.

– Вы – признанный мастер комедии. Наверное, куда бы ни пришли, все только и ждут: ну, сейчас Сурикова как скажет – со смеху упадем. Стараетесь соответствовать этому ожиданию?
– У меня, как и у всех, бывает разное настроение. Иногда получается существовать в хорошем расположении духа, а иногда и усталость одолевает.

– А вообще вы компанейский человек?
– Я люблю хорошие посиделки. Скажем, мне очень нравится бывать у Киры Прошутинской и Анатолия Малкина, там атмосфера умная и дружелюбная, всегда интересные люди собираются. Приходят Алла и Леонид Латынины, она – литературный критик, он – поэт и прозаик, Вячеслав Всеволодович Иванов с супругой, это сын писателя Иванова, ученый с мировым именем. Я его знаю еще по прошлой жизни, когда, учась в Киеве на филфаке, увлекалась матлингвистикой. Вот где неординарные умы! К примеру, профессор Калужнин, на кафедре которого я занималась, собирался создать язык для космического общения. Вот повстречались вы с инопланетянами – как общаться? Какие знаки использовать, чтобы объяснить простые понятия: хорошо-плохо, больше-меньше и так далее?

– С инопланетянами? Это зелененькие такие? С землянами бы найти общий язык. У вас получается оставаться друзьями с теми, кто когда-то снимался у вас?
– Когда идут съемки, мы – семья, а потом жизнь разводит. Теплые чувства никуда не уходят, но тесного общения нет. Правда, с некоторыми все же перезваниваемся, с Лёней Ярмольником, например. Хотя бы засвидетельствовать: жива, ну, и, насколько возможно, здорова. Мне тут звонит как-то поздно вечером Людмила Максакова, поет одну песенку, которую мы с ней любим. Потом говорит: это я проверяю, обзвон делаю, надо успеть. У меня возле дома на углу цветочный киоск – чуть ли не каждый день к кому-то на похороны цветы несу. Продавщица уже узнает, спрашивает, к кому на этот раз. Ушли Саша Абдулов, Олег Янковский, Вячеслав Невинный, Зиновий Высоковский… Снаряды ложатся все ближе и ближе.

– Вы входите в круг друзей Николая Караченцова. Очень сложные чувства в душе, когда он появляется на людях после тяжелой аварии. Думаете, ему самому эта публичность нужна?
– Трупом побыть мы всегда успеем. А пока живем, что-то должно происходить либо с нами, либо вокруг нас. И такие встряски, я считаю, для Коли – это жизнь, а сидеть дома – смерть, уход в небытие. В прошлом году на фестивале «Улыбнись, Россия!» мы вручили их семье приз «За верность, преданность, любовь». Он приходил ко мне на премьеру картины «Вы не оставите меня». Да, ему трудно говорить, но если он поднимает большой палец вверх, я понимаю: ему нравится.

– Фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!», президентом которого вы являетесь, восемь лет подряд ездил по провинции. Этой осенью он снова будет в Москве. Провинция и столица смеются по-разному?
– Провинция смеется громче, шире, заливистей, открытее. И провинции этот фестиваль, наверное, нужнее, чем Москве, там не избалованы актерами, встречами, премьерами. Но сейчас кризис, у регионов тяжело с финансами, а провести фестиваль только на те небольшие деньги, что дает Министерство культуры, невозможно, надо оплачивать переезд, гостиницу, питание… Поэтому остаемся в Москве, будем проводить фестиваль в «Художественном». Но мы и здесь находим своего зрителя.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика