Ирина Архипова. Архитектор звука

В субботу на Новодевичьем кладбище похоронили оперную певицу, солистку Большого театра Ирину Архипову. Скончалась великая певица на 86-м году жизни.

Судьба Архиповой была под стать искусству, которому она служила – столь же величавой и завораживающей. Певицей она быть не помышляла, закончила по стопам отца архитектурный институт, спроектировала в Москве несколько зданий – одно из них МГУ. Казалось, состоявшийся человек, и вдруг она решает поступить в консерваторию. Когда ее пригласили в Большой, ей был уже 31 год. Рассказывает главный редактор радио «Культура», искусствовед Виталий Вульф:

– Она пришла в Большой в 1956-м, когда там уже четыре года блистала Галина Вишневская. Тем не менее вскоре Архипова стала петь ведущие партии. Ее Любаша в «Царской невесте», Амнерис в «Аиде» и особенно Кармен мне очень нравились. В оперу ведь ходят не из-за игры артистов, а из-за музыки и голоса.

Мировая слава Ирины Архиповой началась именно с «Кармен», когда ее пригласили выступить в знаменитом неаполитанском театре «Сан-Карло». Андрей Кончаловский, поставивший в Италии две оперы – «Пиковую даму» и «Евгения Онегина», рассказывал, что итальянская опера в своих проявлениях – это Феллини. А один из главных ее атрибутов – клака, которая берет с солистов деньги за овации, может засвистать кого угодно и забросать апельсинами. Именно в «Сан-Карло» клака засвистала великого Карузо, он поклялся, что больше ногой не ступит на эту сцену, и обещание сдержал. Успех Ирины Архиповой в Неаполе был феноменальным.

– Она не была такой примой, как Вишневская, – продолжает Виталий Вульф. – Прима должна быть красавицей, иметь драматическое сопрано, как Вишневская. Но Архипова была большая певица и большая мастерица, каких мало. У нее был большой авторитет в театре и вне его.

Многочисленные ученики Архиповой сейчас вспоминают, что она была для них, как мать родная. К несчастью, своего единственного сына Андрея Ирина Константиновна пережила.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика