Сериал рубят – щепки летят

Недавно прошедший сериал «Крем», который только на Украине был показан полностью, а каналом «Россия 1» сокращен с 84 серий вдвое, обозначил печальную тенденцию. Телевизионщики вовсю «своевольничают», делая сериалы то короче, то длиннее, чем они есть на самом деле.

Секс и наркотики пошли под нож

Пример «Крема» с Игорем Петренко в роли Руслана показывает самый грубый вариант работы сериальной цензуры. Сокращения были очевидны и нарушали логику рассказа. Из «Крема» убрали постельные сцены, эпизоды в стрип-баре, всю линию, связанную с сестрой главного героя (ее роль исполнила бывшая участница «Дома-2», известная под псевдонимом Солнце). В итоге увлечение Руслана девушками легкого поведения и наркотиками осталось лишь в виде намеков. Такое варварское отношение возмутило даже самого Петренко. Он много сил потратил на эту работу и, по мнению многих, «тянул» на себе весь сюжет. Но вместо сериала, который бы отличало от сотен подобных разнообразие событийных поворотов, вышла обычная лав-стори.

«Карающая рука» телевизионщиков поднимается даже на классику. Так, «Братья Карамазовы», показанные на «Первом канале» в варианте 8 серий, в полной 12‑серийной версии доступны только на DVD. Из оригинального формата «вылетело» все, что связано с семейством Снегиревых, и отдельные сцены с участием главных героев. Однако режиссер Юрий Мороз по этому поводу не очень горюет. «Никто не говорил, что первый показ «Братьев Карамазовых» на ТВ будет единственным», – прозрачно намекнул он. Значит, скоро ждать второго пришествия Алеши, сопровождаемого мощной пиар-кампанией а-ля «Впервые на ТВ полная версия популярного сериала!» Кто-кто, а «Первый» создать шумиху умеет. К тому же в условиях непроходящего кризиса возвращение к пройденному – настоящее спасение.

«Зори» пострадали за наивность

Вокруг экранизации китайцами повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» было много разговоров. Поднебесная довела работу до конца и сняла рассказ из 20 серий. Российским зрителям китайский вариант показали, но не целиком. Стараниями наших монтажеров «Зори» стали короче на 8 серий. Продюсер Александр Любимов, отвечавший за подготовку «Зорь» к эфиру, объяснял сокращение «наивностью китайского режиссера и примитивизмом актерских подходов».

Впрочем, наиболее частая причина изменения числа серий – чисто коммерческая. Как правило, отснятый материал рубят на кусочки длительностью 52 минуты. Считается, что это универсальный хронометраж, под который удобно подгонять рекламные блоки. Одни авторы с таким вольным обращением мирятся: хоть в измененном варианте, но их труды все-таки попадут на экран. Другие идут на принцип и ищут правды в суде.

Несколько лет назад режиссер Владимир Фокин создал прецедент. Он подал иск против телекомпании «ТВ Центр»:

10 серий «ТАСС уполномочен заявить..», снятых еще в 1984 году, канал «растянул» на 13 частей. Автор шпионской саги оскорбился. Каждая 66-минутная серия, по его словам, оканчивалась определенной интонацией – так, что непременно хотелось смотреть продолжение. Новый же вид сериала, как считал Фокин, изменил акценты и сделал промежуточные финалы абсолютно безынтересными.

Многим, в частности в Союзе кинематографистов, который даже написал в поддержку Фокина письмо, думалось, что правда на стороне обиженного. Однако суд решил по-другому. Оказалось, в свое время режиссер передал все авторские права на фильм (а значит, и право на его переработку) студии имени Горького. Поэтому защиты интересов могла требовать студия, а не режиссер. Но студия «кой-кого», как назвал ее в известном фильме логопед в исполнении Ролана Быкова, молчала. Она и по сей день молчит, хотя поводов возмутиться хватает. У нее ведь еще много фильмов, которые могут принести телепоказом – в первоначальном или измененном виде – большие деньги.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика