29.06.2010

Клод Лелюш: На выходные уезжаю к женщинам

В субботу завершился Московский международный кинофестиваль. Но французский режиссер Клод Лелюш, открывший ММКФ своей лентой «Женщина и мужчины», нашел время, чтобы поболтать с корреспондентом «Собеседника».

В субботу завершился Московский международный кинофестиваль. Но французский режиссер Клод Лелюш, открывший ММКФ своей лентой «Женщина и мужчины», нашел время, чтобы поболтать с корреспондентом «Собеседника».

Я тоже начинал со лжи

– Мсье Лелюш, вы в курсе, что по-русски название вашего нового фильма звучит совсем иначе, чем по-французски?

– «Женщина и мужчины»? (Смеется.) А знаете, как перевели фильм на английский? «Те любовники»! Мне ближе французский вариант – «Эти любовники». И он правильнее, потому что моя картина о двух «любовях», которые вдохновляли меня всю жизнь, – к кино и к женщине. Мой фильм – признание в любви к ним.

– Скажите, можно ли построить отношения между мужчиной и женщиной без грамма лжи?

– А нужно ли? Если с самого начала пара говорит друг другу правду, есть ли у нее будущее? (Улыбается.) Все религии в мире против лжи, но все художники – лгуны. Ведь ложь – это то, откуда творец черпает вдохновение. Как кинорежиссер я тоже начинал со лжи: лгал, что у меня есть талант (смеется). Что является большим плюсом лжи? То, что она в конце концов приводит нас к правде. Ложь дает правде власть. Мой фильм «Железнодорожный роман», который я привозил на Московский фестиваль в 2007 году, – любовный роман, построенный на лжи. Как раз в этом его сила.

– Не кажется ли вам, что в современном мире для любви нет времени, в отличие от 40-х годов, которым посвящены многие ваши фильмы?

– Да, этот момент ощущается.

– Сороковые были для вас нелегким временем. Читала, что вы вместе с матерью находились в оккупированном немцами
Париже…

– Да, мы чудом избежали смерти в то время. Мой отец был евреем, а потому мать приняла иудейскую веру, и в годы войны за нами охотилось гестапо, поэтому мы пользовались поддельными документами. Нам приходилось прятаться каждую неделю то в одном, то в другом уголке Франции! Но я рад тому, что эти трудности в моей судьбе были, поскольку они позволяют мне ценить многие вещи в жизни больше, чем это возможно. Я люблю жизнь. И я люблю жить. Я радуюсь уже тогда, когда встает солнце. Я понял, что все, что кажется сложным, со временем обязательно становится простым. И эта особенность как раз и делает мир удивительным.

У нас с Жирардо было плотское увлечение

– Детей, похоже, вы тоже любите. У вас их семеро. Время для всех находите?

– Я всю неделю работаю, а на выходные уезжаю за город: к детям и… женщинам…

– Женщинам?

– Да, но я не хотел бы о них много рассказывать.

– Ну, хотя бы о тех, что были прежде в вашей жизни. Об Анни Жирардо, например, с которой у вас случился роман во время съемок картины «Жить, чтобы жить».

– О, Анни… Да, мы были любовниками в 1966 году, несмотря на то, что я был женат. Это было плотское увлечение. Мы скручивались в спираль где бы то ни было и безумно любили друг друга между двумя дверями, между двумя самолетами, между двумя отелями… Но о других своих увлечениях я не хотел бы распространяться.

Боюсь составить конкуренцию Ким Ир Сену

– Зато вы охотно рассказываете о том, как в 1957 году проникли в мавзолей и тайно сняли там Ленина и Сталина. Интересно, как вы это сделали?

– Да, точно, это было! В мавзолее мы с моей съемочной группой не имели права снимать. И когда пришли туда, я понял, что моя камера слишком шумит, и тут меня осенило. Я предложил всем покашлять – нет, не посетителям мавзолея, а своим товарищам, с которыми пришел.

– Никто не удивился, что столько простуженных разом явились в мавзолей?

– Нет, потому что со мной находились бывалые люди. Они знали, как надо правильно кашлять.

– После того как стало известно о ваших свободных похождениях в СССР, кто-нибудь обвинял вас в шпионаже?

– Нет, это трудно было назвать шпионажем. Скорее – необдуманным поступком. Я решился на такой шаг, потому что был молодым режиссером и очень хотел снять то, что другие не могли. Но это вовсе не было связано с политикой. Я – кинорежиссер, но не шпион.

– А сейчас не хотелось бы тайно проникнуть, скажем, в мавзолей, где покоится Ким Ир Сен, для съемки фильма о Северной Корее? Вступили бы в Трудовую партию, как некогда ради нашего мавзолея стали членом Коммунистической партии…

– (Смеется.) Я так на деле и не стал членом Коммунистической партии. Я только сказал, что им являюсь. Нет, это слишком сложно сейчас! В то время я был молод и способен на безумства, а теперь я солидный режиссер в годах.

– Но ведь тайно же!

– (Улыбается.) Боюсь, если я появлюсь в корейском мавзолее, все прибегут смотреть на меня, а не на Ким Ир Сена.

Справка

В России французский режиссер Клод Лелюш известен прежде всего как автор картины «Мужчина и женщина», снятой в 1966 году. Он получил за нее «Золотую пальмовую ветвь», «Оскара» и «Золотой глобус». Памятуя о бешеном успехе «Мужчины и женщины», русские переводчики дали новой картине Лелюша похожее название – «Женщина и мужчины». Лелюш – не только видный режиссер, но еще и талантливый репортер. Он снял несколько документальных лент, самыми известными из которых стали картина об СССР, снятая скрытой камерой – «Когда поднимается занавес», и 9-минутный ролик о поездке по ночному Парижу на «Феррари». Всего Лелюш снял более 50 фильмов.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика