Какой же канал всех круче?

На телерынке предстоит большой передел: государство хочет обязать телеканалы, вольные сейчас в выборе замерщика аудитории, доверять сведениям назначенной им компании. Купить рейтинг теперь будет, видимо, сложнее. Или просто дороже – аукционист-то предполагается один.

У Министерства связи, выступившего с инициативой реформы, есть предшественник. Привести всех телевизионщиков к одному рейтинговому знаменателю пытался «Медиа Комитет» – организация, объединяющая главные телеканалы страны. Но кончились эти попытки плачевно. Отношения тех, кто делает телевидение, и тех, кто констатирует их успехи или поражения, – история взаимного недоверия. По-другому и быть не может, ведь на кону не просто ущемленное самолюбие и повод пересмотреть программную стратегию канала, а огромные бюджеты. Рейтинговые показатели – пока единственное средство определения стоимости рекламного времени, продажа которого служит для телевизионщиков главным источником дохода.

Ясно и то, что недовольные увиденными цифрами были, есть и будут всегда. Хотя бы потому, что одинаково высоких рейтингов у всех сразу быть не может. Кто-то глотает обиду, а кто-то, как «Первый канал», решается на создание альтернативного источника получения информации – собственной Службы измерения телеаудитории. Поводом для возмущения «Первого» стали, например, те данные «ТНС Гэллап Медиа» (основной поставщик рейтингов СМИ), согласно которым сериал «Апостол» со звездным составом из Миронова и Фоменко резко просел при запуске «Россией» очень специфического проекта «Батюшка». Главные отличия Службы от Гэллапа – независимость (правда, относительная – конкуренты называют Службу «карманной, для удовлетворения «Первым» собственного честолюбия») и принципиально другой метод исследования. В пику пиплметру (прибор, фиксирующий переключения телевизора) «Первый» обратился к выяснению зрительских предпочтений по телефону.

– Нельзя сравнивать разные методы исследований, – считает Ольга Ермолаева, директор «Медиа Комитета». – Их результаты могут существенно расходиться. Единую систему показателей, которую не надо было бы каждый раз пересчитывать, пока не изобрели. В Китае, Польше, например, пользуются двумя измерителями… Желание российских каналов тоже быть уверенными в достоверности информации вполне понятно.

– Их-то как раз и нет – ни уверенности, ни, боюсь, достоверности. Однажды Гэллап вообще разослал рейтинги на то время, когда на каналах проводилась профилактика. Судя по этим данным, в пустые экраны люди смотрели с большим интересом…
– Первое, что сделал «Медиа Комитет», когда был создан – провел аудит Гэллапа. Разговоры о фальсификациях были те же самые.

Нарушений почти не нашли. Я не вижу даже технических возможностей, как сегодня можно проплатить рейтинг. А если кому-то кажется, что его показатели слишком низкие, винить в своих неудачах надо не других, а себя.

Между тем сами каналы, как один ушедшие от официальных комментариев планов Минком-связи, считают, что его активность связана со значительным ослаблением позиций «Видео Интернешнл» – до последнего времени крупнейшего продавца рекламы на ТВ, действовавшего в связке с Гэллапом. Долгое время одна компания рейтинги рисовала, другая в сообразности с полученной информацией размещала проплаченные информационные ролики на ТВ. Однако уход основателя «ВИ» Михаила Лесина из Кремля и принятые в конце прошлого года поправки к закону «О рекламе» резко сократили необузданные аппетиты рекламщиков. Если раньше «Видео Интернешнл» контролировал 60 процентов рекламного телерынка, теперь никому не позволено превышать и 35 процентов. Похоже, этой двойной монополии пришел конец.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика