03.12.2010

Скромное обаяние классики

Мода всегда шла рука об руку с живописью. Конечно, если говорить о классике, мода и искусство несколько разошлись во времени, но не разорвали сплетения рук, сохраняя сходство ликов.

Мода всегда шла рука об руку с живописью. Конечно, если говорить о классике, мода и искусство несколько разошлись во времени, но не разорвали сплетения рук, сохраняя сходство ликов. И хотя классические силуэты одежды были созданы Коко Шанель в 1940-е – три столетия спустя начала эпохи классицизма, следование классическим канонам красоты стало синонимом элегантности и безупречного вкуса – будь то мода или искусство.

В чем же сходство классического стиля в одежде и классического стиля живописи? Это строгость канонов, следование которым требует высокого мастерства. Это простота формы, передающая красоту содержания. Это точность композиции и внимание к деталям. Это сдержанность и тонкое чувство меры – «ничего лишнего», как говорила мадам Шанель. И сейчас, наряду с крикливыми провокациями поп-арта и уличной моды, классика становится актуальной альтернативой современной трэшевой эстетике.  Мы наблюдаем это и на показах всемирно известных модельеров, и на торгах самых влиятельных аукционных домов.

Скромное обаяние классики не обошло стороной и арт галерею «Барбизон», недавно открывшуюся в двух шагах от центра столицы. Проходящая в ней выставка живописи художника Ашота «Hommage aux Maitres» посвящена шедеврам европейских мастеров - Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и других великих живописцев.

Ашот родился в Армении в 1951 году, и уже в 18 лет переехал в Москву. Благодаря своему таланту и личному обаянию он вскоре вошел в круги артистической богемы столицы. Не разделяя государственной идеологии, в своем творчестве Ашот все же был далек от политики, не желая пользоваться искусством для выражения протеста. Чуждый художникам нон-конформистам, равно как и приверженцам соцреализма, Ашот стал «своим среди чужих» - в Америке, куда он уехал в 1990 году. Его первая персональная выставка открылась в одной из главных галерей Сан–Франциско (Maiden Lane Gallery). В последующие годы картины Ашота выставлялись в двадцати  престижнейших галереях западного побережья США и привлекли внимание серьезных знатоков живописи из Европы. Одной из ценительниц творчества Ашота стала королева Великобритании Елизавета II, в коллекции которой находится 22 произведения художника. И вот спустя 20 лет он привез 140 своих лучших работ в Москву – город, чьи музеи позволили ему постичь все тайны великих предшественников.

Благодаря сосредоточенному вниманию к требованиям классической живописи Ашот достиг такой виртуозной техники, которая позволяет ему с равным изяществом и мастерством писать в разных стилях, сохраняя при этом свой оригинальный художественный подчерк. Будь то портрет в стиле старых мастеров,  реалистический натюрморт, или пейзаж в духе импрессионизма – над разнообразием стилей возвышается  личность художника, способная и сегодня создать что-то новое.

Художник встраивает шедевры классиков в композицию созданных им произведений. Натюрморты, обрамляющие картины старых мастеров, служат одновременно и приношением – символической жертвой шедевру, и его интерпретацией – контекстом, который расставляет визуальные и смысловые акценты в произведениях Ашота. Нераспечатанное письмо, волшебный золотой ключик, опрокинутый бокал, осушенная бутылка шампанского, голубая ленточка, будто соскользнувшая с наряда читающей девушки – все эти детали разворачивают перед воображением смотрящего истории из жизни, происходящей за пределами полотна. Разгадывать картины Ашота – увлекательная игра, особенная прелесть которой заключается в том, что она приносит не только интеллектуальное, но и эстетическое удовольствие – довольно редкое сочетание в сегодняшнем мире.

Выставка продлится до 15 января. Адрес галереи: Мясницкая ул. д. №24/7 кор. 2

Анна Шувалова

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика