06.09.2011

Михаил Швыдкой: Интеллигенция умирает, но кино живо

Среди главнейших событий, конечно, спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса в МХТ – это был важный и рискованный шаг, от которого выиграли и театр, и постановщик, и публика.

Среди главнейших событий, конечно, спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса в МХТ – это был важный и рискованный шаг, от которого выиграли и театр, и постановщик, и публика. Очень интересный, очень символичный спектакль, хотя они довольно свободно обращаются с текстом и ушли далеко от романа. Но я считаю, что «Мастера» и не нужно переносить буквально на сцену – и в кино тоже. И на волне сегодняшнего интереса, с одной стороны, к Булгакову, с другой – к метафизике вообще это особенно привлекает. А Анатолий Белый, исполнитель роли Мастера, еще раз доказал, что в МХТ выросло среднее поколение прекрасных актеров.
Печальное и знаковое событие – смерть Ии Саввиной. К сожалению, надо понять, что уходят не просто замечательные люди, замечательные актеры – уходят те, кто олицетворял интеллигенцию Советского Союза. Это грустно. Ия Сергеевна, журналистка, ставшая великолепной актрисой, невероятно образованная женщина, всей своей жизнью она доказывала, что интеллигенция – не вымерший вид и не выдуманное понятие. И это важно понимать современным артистам, когда они влезают во всевозможные дрязги. Они должны помнить, что они – представители интеллигенции, ее лицо.
И непременно хочу сказать о фестивале «Московская премьера» и о проходившем в рамках этого фестиваля 15-м форуме национальных кинематографий, где показываются новые работы режиссеров из стран постсоветского пространства. С моей точки зрения, когда говорят, что отечественное кино умерло, ориентируясь на бокс-офис, это ошибка. Сейчас, когда Александр Сокуров показывает «Фауста» в Венеции, когда Алексей Герман заканчивает наконец через шесть лет «Трудно быть богом», когда Бондарчук начинает снимать «Сталинград», когда появляются новые имена, такие как Коля Хомерики – я специально называю режиссеров разных поколений и разных тенденций, разных стилей, – говорить о гибели кино преждевременно. И еще сейчас появляется понимание того, что российское кино имеет свою судьбу, непохожую на судьбу американского индустриального кино. У нас все равно никогда не научатся делать ничего подобного, даже если получится, это будет имитация. Но зато наши крупные мастера, как старшего поколения, так и младшего, способны на открытия.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика