00:00, 20 Января 2011 Версия для печати

Людмила Касаткина: В 85 лет умирать уже поздно!

Недавно 85-летняя актриса перенесла сложную операцию на сердце. Для многих друзей и тем более зрителей это известие стало настоящим шоком. Звезду фильмов «Укротительница тигров», «Душечка», «Большая перемена» мы привыкли видеть бодрой, с улыбкой на лице. Корреспонденты "Только звезды" пришли на первый после болезни спектакль с участием актрисы и узнали, как она себя чувствует.

Людмила Ивановна уже успела соскучиться по Театру Российской армии, где работает полвека. Правда, сейчас она участвует лишь в двух спектаклях: «Странная миссис Сэвидж» (здесь Касаткина перехватила эстафету у исполнительниц главной роли – Фаины Раневской, Веры Марецкой и Любови Орловой) и в спектакле «Школа любви», где партнеру актрисы чуть больше двадцати лет… Героиня Касаткиной с легкостью признается:

– По сюжету мне 80 лет. Отличный возраст! В семьдесят умирать еще как-то рано, а в восемьдесят пять – поздно!

Людмила Ивановна демонстрирует прекрасную физическую форму. Например, прямо на сцене делает зарядку – сложное упражнение «велосипед» и махи ногами. Видно, что в повседневной жизни для нее такое занятие не в новинку… И это после всего пережитого. Сердце беспокоило актрису давно. Но она все тянула с визитом к врачу. В итоге в больницу ее доставили на скорой с острыми сердечными болями. Врачи приняли решение делать операцию по имплантации электрокардиостимулятора. К сердцу присоединили специальный прибор, который будет постоянно нормализовать работу сердца актрисы. После операции прошел месяц, и вот Касаткина уже на сцене!

После спектакля нам удалось немного поговорить с актрисой.

– Людмила Ивановна, ваши поклонники обеспокоены сообщением о тяжелой болезни…

– Сейчас уже все в порядке! Можете написать, что я вернулась к работе, вернулась в театр… Правда, пока врачи ограничивают мою деятельность. Не разрешают активный образ жизни. Но на сцене я забываю обо всех предостережениях и делаю все, что нужно. Знаете, не хотелось бы долго обсуждать вопросы здоровья. У каждого человека есть что-то глубоко личное, неприкосновенное. Для меня это вопрос о болезнях. Для зрителя я должна быть всегда в форме.

– Вас уже несколько лет не видно в современном кино. Не снимают?

– Так получается, что пока работаю только в театре. Но вы нередко можете меня наблюдать в старых фильмах, которые телевидение часто повторяет. Видимо, люди хотят видеть старое доброе кино, поэтому оно встречается в телепрограмме. Сейчас вот с мужем смотрим «Вызываем огонь на себя», он был снят в 1964 году.

– Но у вас-то, наверное, любимая роль другая – в фильме вашего мужа Сергея Колосова «Душечка»?

– Могла ли быть неудача в фильме Колосова? Играть в этом фильме для меня было большим удовольствием. Действительно, эта роль одна из самых любимых и лучших моих ролей.

– Людмила Ивановна, вы на сцене делали какие-то совершенно потрясающие вещи – танцевали, били чечетку, выполняли махи ногами… Это вызывает восхищение в вашем возрасте!

– Это неудивительно, ведь я в молодости училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Я мечтала о карьере балерины, но так получилось, что стала актрисой. Зато привычка выполнять танцевальную гимнастику каждое утро осталась на всю жизнь. Это очень помогает держать осанку и чувствовать себя в тонусе! Правда, пока что врачи не разрешают мне вернуться к гимнастике. Но, думаю, скоро это произойдет.

– В кино вам нередко доставались задорные роли. А в жизни у вас какой характер?

– В жизни я шутница, человек веселый… Раньше очень любила розыгрыши. Например, когда была наша первая встреча с будущим мужем, я подшутила над ним: по адресу, куда он пришел «начищенный» и «накрахмаленный», меня не было. Еще одна черта моего характера – это упрямство. Для съемок я, бывало, худела на десять с лишним килограммов, так что падала в обморок от истощения. Причем делала это втайне от мужа.

– Вы уже знаете, где встретите Новый год?

– Этот случай с сердцем научил меня жить одним днем. Больше уже ничего не загадываю. Но ценю каждый наступивший день и радуюсь жизни. Ведь со мной рядом любящий супруг, сын и внучки…

Наверное, Людмиле Касаткиной было на роду написано стать артисткой, потому что никакого мучительного пути на сцену не было, ее приняли в ГИТИС сразу. Правда, до этого мечту о балете пришлось убить. До пятнадцати лет Людмила занималась в хореографическом училище и готовилась стать балериной. Она уже дебютировала в детских партиях на большой сцене, но… не прошла в большой балет по здоровью. Однако актерский факультет в первый же год выбил из девушки комплексы – она считала себя низкорослой, некрасивой, но в институте за ней толпами ходили поклонники…

– Я была хорошенькой и у меня было много ухажеров, – вспоминает актриса. – Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, и стал трогательно, робко ухаживать, я к нему потянулась…

Сергей Колосов, будущий известный режиссер, появился в ГИТИСе фронтовиком, завидным женихом. Когда-то он уже поступал в институт, но закончить его помешала война. В Касаткиной он узнал свою судьбу сразу, а вот она проверяла его еще четыре года, чтобы быть уверенной. Окончательно ее покорил такой поступок Колосова. Когда они были в Севастополе на гастролях и там стояла страшная жара, не пожалел последних денег на кисть винограда для любимой… В 1950 году они поженились, еще не зная, сколько фильмов сделают вместе, он – как режиссер, она – как актриса.

Но это было впереди, а звездой Касаткину сделала лента Александра Ивановского «Укротительница тигров». Правда, пережить ради этой звездной роли пришлось многое. Актрису, можно сказать, обманули – в договоре было написано, что она будет играть дрессировщицу в жизни. А с тиграми будет работать ассистентка дрессировщика Бориса Эдера. Но после восьми месяцев съемок оказалось, что встречи с тиграми актрисе все-таки не избежать….

– Режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой, – вспоминает Людмила Ивановна. – Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка. Эдер напоминает, что делать, пихает меня в вольер, закрывает дверь. «Наступайте, бейте!» – командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. «Бейте еще!» Тигр рычит, поднимается на задние лапы. «Ближе! Ближе!» Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку. «Падайте!» – кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня… В другой раз было еще страшнее. Когда тигрица стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. Потом разъяренная тигрица разбила стекло и влетела в мой вольер. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера… Когда мы наконец сдавали картину на «Ленфильме», Эдер сказал при всех: «Я делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю одиннадцать штук». Я сказала ему: «Нет, спасибо! Я больше люблю людей».

Страдания на съемочной площадке не пропали даром – после выхода «Укротительницы тигров» актриса проснулась знаменитой. А на съемках других лент еще не раз возникали ситуации, когда жизнь висела на волоске…

– В картине «Вызываем огонь на себя» был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром, – вспоминает актриса. – На экране – хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решила мою судьбу.

Многие актрисы завидовали Касаткиной из-за того, что ее часто снимает в своих фильмах муж. И конечно же дает ей главные роли…

– Многие думают, что все по блату, если муж режиссер, – говорит Касаткина. – Но ведь из одиннадцати фильмов я ни одного ему не завалила. Эльдар Рязанов однажды сказал: «Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины…»

Но были и времена простоя в карьере актрисы. Особенно в театре, где ролей со временем стало меньше.
– Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац – и перерыв? – сетует Людмила Ивановна. – Одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие… И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам. И никогда не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше уйти раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет… Это же было. Двенадцать лет я играла одно и то же в спектакле «Орфей спускается в ад»…

Сейчас у актрисы уже нет таких проблем, чтобы дождаться премьеры. Главное – чтобы наступил следующий день и всё было хорошо. Но спуску себе Касаткина не дает – занимается общественной деятельностью, преподает в Российской академии театрального искусства. Да и семьей занимается. Единственный сын актрисы Алексей стал профессиональным гитаристом, он преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных. Внучки Людмила и Анна, говорят, очень похожи на бабушку. А режиссер Сергей Колосов, которому уже 88 лет, по-прежнему единственный мужчина в ее жизни. В этом году они отметили бриллиантовую свадьбу – шестьдесят лет вместе!

– Я помню, как наш артист Сошальский однажды сказал: «Ты не изменяешь своему мужу. Тебе некого будет вспомнить перед смертью», – вспоминает Людмила Ивановна. – «Почему? – ответила я. – Я буду вспоминать Сережу».

 

 

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:03, 08 Декабря 2016
Тринадцатое послание президента Федеральному собранию длилось 69 минут и 10 раз прерывалось аплодисментами
»
22:08, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru узнал у эксперта, как следует поступать с бытовыми электроприборами в ночное время
»
21:06, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru решил напомнить родителям о том, как правильно следует одевать детей в зимний период
»