Героини Достоевского среди нас

Одним из главных событий уходящего телесезона стала, безусловно, новая версия «Братьев Карамазовых» режиссера Юрия Мороза на «Первом канале».

Любую экранизацию шедевров Достоевского в стране воспринимают патриотически бурно. Вспомните дискуссию вокруг фильма Владимира Бортко «Идиот». Сегодня многие пытаются сравнить новых «Братьев Карамазовых» с советской экранизацией 1968 года именитого Ивана Пырьева. «Собеседник» тоже не избежал искушения и решил уделить внимание женским образам в том и другом фильме.

Катерина Ивановна

У Пырьева


Светлана Коркошко, экс-прима Киевского драматического театра имени Ивана Франко, только-только успела переехать в Москву, во МХАТ, как Пырьев пригласил ее сниматься в «Карамазовых»:

– Мне было 22 года, когда Иван Александрович предложил роль Катерины Ивановны. Хотела отказаться – эта женщина далека от меня. Натура сильная, но сухая, совершающая неожиданные эгоистичные поступки. И это в сочетании со страстью, с огромной любовью. Она меня раздражала. Режиссер упрекнул меня, сказав, что я просто боюсь взяться за работу над сложным характером, и я согласилась сниматься.

Роль Катерины Ивановны стала самой яркой в ее кинокарьере. Актриса все еще числится в труппе театра Дорониной, но выходит на сцену все реже. «У меня сложные отношения с Татьяной Васильевной, – говорит актриса. – Мы обе – Девы, она играет роли, которые могла бы исполнять я». По приглашению Галины Волчек Коркошко принимает участие в спектаклях театра «Современник» – «Бесах» и «Трех товарищах».


У Мороза

Виктория Исакова известна не только своим супружеством с режиссером картины, но и собственными достижениями, и в первую очередь в театре. Она – ученица Олега Ефремова.
В МХТ им. Чехова играла Нину Заречную в «Чайке». За роль Панночки в спектакле «Вий» Московского драматического театра им. Пушкина была награждена театральной премией «Чайка».

После знакомства с Юрием Морозом ее активно начали снимать в кино. Среди последних киноработ: «Охота на пиранью», «Требуется няня», «Точка».
– По-моему, женские роли в новых «Карамазовых» не менее объемны, чем мужские, – считает Виктория. – Может быть, эпизодов с участием Катерины Ивановны, Грушеньки не так много, как у братьев. Но по значимости, по наполненности женские роли мужским ничуть не уступают.



Грушенька

У Пырьева


Лионелла Скирда в жизни оказалась чем-то похожа на свой экранный образ – образ роковой женщины. Она – третья и последняя жена Пырьева, он был старше ее на 37 лет. После смерти Пырьева актриса вышла замуж за Олега Стриженова, с кем и составила одну из красивейших пар советского кино. Они вместе до сих пор. В том же году, что и «Братья Карамазовы», она снялась в фильме «Хозяин тайги» вместе с Владимиром Высоцким. И долго держалась легенда, что якобы у него с Лионеллой был во время съемок роман.



У Мороза

Елену Лядову заметили благодаря роли официантки Риммы в фильме Алексея Учителя «Космос как предчувствие».

– Роман Достоевского я до съемок не читала. Фильм Пырьева не смотрела, – признается Лядова. – Поэтому, когда меня пригласили пробоваться на Грушеньку, подумала: «Ну вот, зовут на какую-то садовницу».

Суть роли до актрисы донес коллега: «сучка, которую бросили и которая всем жить мешает, хотя вообще хорошая». С этим знанием Елена и прошла пробы.


Госпожа Хохлакова

У Пырьева


В «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева госпожу Хохлакову сыграла Ольга Чуваева.

На съемки она попала вместе с мужем – артистом Никитой Подгорным (он сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте», снятом в 1958 году тем же Пырьевым). В «Братьях Карамазовых» ему досталась небольшая роль Ракитина. Пара вместе работала в Малом театре, где Ольга Александровна до сих пор служит. В кино, кроме «Карамазовых», она была лишь в «Следствие ведут знатоки».



Единственная, кто обладает полновесным статусом звезды среди актрис, сыгравших в нынешних «Братьях Карамазовых» – Дина Корзун. Мы отыскали ее в Лондоне, где актриса находится безвылазно в связи с недавним рождением дочери.

– У Пырьева в картине был цветник из звезд. Не боитесь сравнений?
– Вы знаете, сравнивать будут обязательно, но мне бояться нечего. Наверняка режиссер фильма Юрий Мороз и продюсеры, когда собирали команду, об этом задумывались. Полагаю, что для них это тоже было интересно. Естественно, все актеры мечтают о таких ролях. И когда молодым предоставляется шанс сыграть в картине, снимаемой по классике, робость и страх отходят на второй план.


– Скажите честно, вам не хотелось сыграть Грушеньку или Катерину Ивановну в «Братьях Карамазовых»?
– Грушеньку – не хотелось, а вот о Катерине Ивановне очень даже мечтала. Но мне сразу предложили госпожу Хохлакову. Я поначалу даже расстроилась, но, перечитав роман, поняла, что в ней заложено столько абсурда и юмора, что там есть над чем подумать. Она настолько комедийный персонаж!

– И в чем же комедийность Хохлаковой?
– Она считает, что ее мнение всех интересует и потому должна быть в курсе всех событий. Она любопытная, поверхностная и очень много говорит. Эдакая кумушка-сплетница, да еще и трусиха. При этом первая модница и преданная мать больного ребенка. Видите, какой набор разнообразных человеческих качеств.

– Когда вы в школе впервые столкнулись с Достоевским, наверняка прочли его только потому, что это было обязаловкой?
– Да, вы правы. В школе я не понимала Достоевского, а вот когда училась в Школе-студии МХАТ, у нас был замечательный педагог по литературе. Она так рассказывала нам о Достоевском! Во МХАТе же я сыграла Соню Мармеладову в «Преступлении и наказании». Да и «Братьев Карамазовых» впервые прочла там же. Мне тогда было 20.

– Ничего необычного на съемочной площадке не случилось?
– Да нет. Жаль, что не вошли в фильм очень интересные и важные cцены, которые есть в романе. Хотя я понимаю режиссера. Невозможно экранизировать Достоевского постранично. Но я сожалею, что в фильм не вошла сцена разговора госпожи Хохлаковой и старца Зосимы. В ней видно, насколько образ моей Катерины Осиповны современный. Ведь такие поверхностные болтливые девушки есть и среди наших современниц. Их много в телевизоре, в ночных клубах, в глянцевых журналах.

– Живя в Англии, вы чувствуете себя больше просто русской в чужой стране или актрисой, желающей сделать карьеру на Западе?
– Работать буду там, где есть предложения. Карьеру на Западе делать не собираюсь – нет иллюзий на этот счет.

– Забавно, что молодая мама Маша Шалаева сыграла в «Братьях Карамазовых» вашу дочь…
– Да, она к тому времени действительно сама стала мамой. А за месяц до премьеры фильма родила и я. В Лондоне. Дочку. Муж назвал ее Итала.

– Какое необычное имя!
– Так звали бабушку моего мужа Луи (несколько лет назад Дина вышла замуж за бельгийского режиссера и музыканта Луи Франка и уехала с ним в Лондон. – Авт.). Его бабушка была итальянкой. В моей дочке с отцовской стороны намешано столько кровей – шотландская, бельгийская, швейцарская, итальянская. Моя мама с Урала, отец – из Белоруссии.

– Дина, вы с Чулпан Хаматовой занимаетесь благородным делом. Ваш фонд «Подари жизнь!» помогает собирать средства для детей, больных раком. Но сейчас у вас, наверное, своих забот невпроворот?
– Не так давно проходил очередной благотворительный концерт, в котором участвовали Татьяна Друбич, Константин Райкин, Костя Хабенский и многие другие. Ради этого я вырвалась из Лондона на пару дней, оставив дочку на нянь и мужа. А мой сын Тимур сдавал кровь несколько раз. Он – студент финансовой академии.

– Надолго вы переехали в Лондон?
– В Лондон мы не переезжали, мы здесь рожали. Месяца через два приедем в Москву.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика