Всё явное станет тайным

Отечественный книгофил всегда тянулся к непостижимому, мистическому. Но очевидно, что мистика как таковая, не замутненная пошлой черно-белой магией и кодами да Винчи, уже не запросто может быть правильно понята читателем и требуются новые методы для ее внедрения.

здательство «Энигма», чья эстетическая стратегия лежит как раз в области таинственного, активно копает именно в этом направлении. В издательстве выходит и регулярно пополняется серия книг под названием «Гримуар». Хотя эти произведения имеют дело с эзотерической реальностью, это не фантастика, рассчитанная, так сказать, на широкий общественный интерес: вурдалаки, ведьмы, упыри и волкодавы и ходячие мертвецы отнюдь не главные герои сих изысканных романов. Единственный из этой компании «Дракула» Брэма Стокера, неотвратимый в книжной торговле, как сама смерть, выглядит скорее данью сетям магазинов, нежели титульным персонажем. Пафос серии заключается в открытии более высоких завес: алхимических изысканий, оккультизма, каббалы, восточного эзотеризма, христианской мистики, сакральной метафизики, античных мистерий.

Отдельной линией – опусы от тайных обществ. Авторы их, большинство из которых жили в Западной Европе в конце XIX – начале XX века, в полном смысле слова народ посвященный, причастный к различным тайным объединениям: братья ордена «Золотая Заря» Артур Мейчен (творчество литератора представлено романами «Сад Аваллона» и «Тайная слава») и Элджернон Блэквуд («Вендиго»), членствовавший сразу в нескольких эзотерических организациях Густав Майринк («Ангел Западного окна», «Зеленый лик. Мастер Леонгард», «Произведение в алом»).

Коллекция «Гримуар» собрана с академическим тщанием, достойным самых фундаментальных издательских учреждений. «Это штучный товар, мозаика, где каждый камушек бережно отшлифован, – рассказывает «Собеседнику» главный редактор издательства «Энигма» Михаил Васин. – Все создается буквально вручную, даже иллюстрации и виньетки рисуются тушью. Так сейчас уже никто не делает».

Каждый том снабжен внушительным «понятийным аппаратом», деликатно учитывающим фактор наивности читателя. Разумеется, этот самый читатель, погрузившийся в бездну «архаического экстаза» или естественного (в данном случае) читательского транса, может легко и без ущерба для себя проигнорировать ссылки. Но при первой же необходимости выразительный иероглиф – рисованная голова ворона – направит его в конец книги, туда, где собраны ключи к тайным знаниям. Как известно всем адептам алхимической науки, ворон – символ первой стадии великого алхимического делания, олицетворение прохождения материи через смерть к обновлению.

В коллекции «Гримуар» зловещий пернатый стал удачным логотипом, многозначительным намеком на толстые обстоятельства: овладев всей серией книг, сгусток материи под прозаическим определением «читатель» сможет трансформироваться из неофита в посвященного.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика