22.02.2011

Дейнека и его Возрождение

Главное впечатление прошедшей недели – итальянская выставка Дейнеки. Он вызвал в Риме сенсацию – стал героем бесчисленных статей, смотреть его бегали маститые искусствоведы и десятилетние школьники.

Главное впечатление прошедшей недели – итальянская выставка Дейнеки. Он вызвал в Риме сенсацию – стал героем бесчисленных статей, смотреть его бегали маститые искусствоведы и десятилетние школьники. Президент Медведев на открытии этой выставки сказал, что 20 лет назад Дейнека едва ли собрал бы такую аудиторию –  что у нас, что в Европе.

В ответ итальянцы привезут к нам в сентябре выставку Антонелло да Мессины – художника раннего Возрождения. Трудно представить что-нибудь более далекое от Дейнеки,  а ведь обмен получается равный, потому что и Дейнека, страшно сказать, художник Возрождения. Не в том смысле, разумеется, что мы при Сталине пережили Ренессанс – его не было и близко, – а в том, что Дейнека, подобно титанам Возрождения, ориентирован на гармоничного, прекрасного, богоравного человека. Он художник религиозный в не меньшей степени, чем да Мессина.

И религия его – не тоталитаризм, а культ свободного и прекрасного человека, решающего великие задачи. В этом смысле он близок Петрову-Водкину – великому красному иконописцу. Его «Мать», вызвавшая восторг итальянцев, – Мадонна нового мира, и в лице ее та же суровость, то же провидение куда как неласкового будущего. Отсюда же его тяга к оформлению храмов этой новой богочеловеческой религии – художников Возрождения манила фреска, они расписывали церкви и дворцы. Вместо фресок у Дейнеки – прославленные мозаики МГУ и подземных дворцов. Человек, не ставящий себе великих задач, обречен на деградацию. Европа, так долго говорившая о терпимости, о вреде всякой идеологии,  на глазах отказывается от всей этой политкорректной лексики; целью человека не может быть самообеспечение – он рожден колебать устои, мечтать о небе, рушить и заново строить миры. В этом смысле нет сегодня более современного искусства, чем великий русский революционный авангард.

…Я с огромным опозданием посмотрел на неделе чудесный фильм Беннетта Миллера «Капоте». Идея его, в общем, проста: живые люди для художника – только материал, и отношения его с ними скорее патологоанатомические, чем любовные. Художник берет любую реальность и делает из нее то, что хочет. Дейнека взял реальность советскую и сделал из нее Возрождение.

 

Михаил ШВЫДКОЙ

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика