Черно-белый Михалков

Ум, честь и совесть российской культуры Никита свет Сергеевич 21 октября отмечает 65-летие. Одни его заслуги бесспорны, а кое в чем сегодня можно и усомниться.

Ум, честь и совесть российской культуры Никита свет Сергеевич отмечает 65-летие (21 октября). Одни его заслуги бесспорны, а кое в чем сегодня можно и усомниться.

Творец

Кто-то, как Юрий Норштейн, считает, что Михалков-чиновник навредил Михалкову-режиссеру. «Своей биографией за последние 10 лет он уничтожил все хорошее, что о нем думали, – поделился мультипликатор своим мнением с «Собеседником». – Никита Сергеевич, вероятно, думал, что можно оставаться гением в кино, будучи при этом бесчестным человеком. Увы, нет». Вторит ему кинорежиссер Александр Сокуров, заявивший нам, что Михалков – «абсолютно деструктивная фигура и в профессиональном, и в гражданском, и в идеологическом смыслах».

Однако даже среди «врагов» Михалкова есть люди, отделяющие мух от котлет. Например, исключенный за диверсионную деятельность из СК президент Гильдии киноведов Виктор Матизен.

– Михалков как художник, общественный деятель и человек у власти и при власти – разные люди, – говорит Виктор Эдуардович. – В середине 90-х я имел удовольствие общаться с Михалковым-художником. Он интересный собеседник, прекрасный рассказчик, эстетически чуткий. И совсем другое дело – Михалков в роли председателя СК России. Здесь он агрессивен, авторитарен, недобросовестен… Не могу определенно сказать, изменился он за последние 15 лет или в нем всегда сидела вся та нечисть, которая обнаружилась во время его председательства в СК. С другой стороны, бесконтрольная власть и деньги развращают людей. Первые огромные деньги он получил на производство «Сибирского цирюльника».

40 миллионов долларов – это и по голливудским меркам немалый бюджет. Он сразу шагнул на другой уровень общения, самопредставления и так и не смог с этой колеи сойти.

Как актер Михалков, пожалуй, наиболее убедителен, чем в других своих ипостасях. За работы в «Я шагаю по Москве», «Жестоком романсе», «Вокзале для двоих», «Инспекторе ГАИ» его скорее любят, чем нет. Последние кинообразы Михалкова отличаются от более ранних так же, как сам он, который раньше ездил на метро, а теперь предпочитает подземке иномарку с мигалкой. В его нынешних ролях, будь то старшина присяжных в «12» или Александр III в «Сибирском цирюльнике», видно самолюбование. Царь он вообще такой убедительный, что хоть завтра готов на трон, в монархи. К режиссуре позднего Михалкова у многих также есть большие претензии.

– Завершением лучшего периода творчества Михалкова является фильм «Утомленные солнцем-1», за который он получил Гран-при в Каннах и «Оскара», – продолжает Матизен. – Потом пошел спад. Чем дальше, тем больше встречаются в его фильмах «обманки» – Михалков всегда предпочитал эффектность достоверности. Картина «12» вообще целиком построена на обмане: главный «положительный» герой в исполнении самого Михалкова многократно голосует за то, чтобы признать убийцей человека, в невиновности которого он абсолютно уверен. По совокупности такого рода председательских и режиссерских «заслуг» злые языки прозвали Михалкова «Никита-наперсточник». Провал фильма «Утомленные солнцем-2», увы, совершенно заслужен. Он лишь подтверждает, что у Михалкова уже нет ни внутреннего, ни внешнего редактора, который мог бы указать ему на очевидные огрехи. Кто же из его команды может сказать ему слово поперек?

Делец

Михалков – довольно успешный бизнесмен. В его руках – кинокомпания «ТриТэ» и вся недвижимость Союза кинематографистов, который он возглавляет с 1997 года. Именно деятельность Никиты Сергеевича в СК, который он, как утверждают оппоненты, подмял под себя и завел отрасль в тупик, вызывает наибольшее недовольство.

– По своему внутреннему ощущению Михалков – барин, – говорит режиссер Виталий Манский, учредитель альтернативного михалковскому киносоюза. – Когда-то такие баре создавали крепостные театры – граф Шереметев, например. Это было давно, сегодня другое время, но для Никиты Сергеевича ничего не изменилось. Он не просто ошибся периодом – он нас всех тянет в то время. Если не всю страну, то свой Союз кинематографистов точно…

Проблема Михалкова в глобальном несовпадении со временем. Он живет так, будто нет конституции РФ, а есть только его воля. Не понимает, что может быть нормальная конкуренция, что не назначается пожизненно никто главным, великим, придворным режиссером. Поэтому вся его эффективность как менеджера если и возникает, то только тогда, когда ему удается для себя одного выстроить отдельные правила игры. Он создал бездарную картину, стоимость которой тождественна затратам государства на весь остальной кинематограф, с Попогребским и Рязановым, вместе взятыми. Нельзя художника за это линчевать – с кем не случается. Но можно предъявить претензии продюсеру, который допустил растрату. Вместо ответа за крах Михалков делает заявление, что будет снимать новый блокбастер бюджетом 40 млн евро…

Стрелец

Где Михалков по-настоящему успешен и любим, так это внутри границ своих владений. Будь то имение в Николиной Горе или в Нижегородской области. Там он выстроил свой идеальный мир: с многочисленной прислугой, конюшней, барским двором и даже собственной церковью. Михалков любит рыбачить (у него-то, несомненно, всегда клюет), охотиться на животных, которых откармливают специально нанятые им егеря, иногда изменяя родным просторам и выезжая на сафари, ну и грибы-ягоды по мелочи.

– Барин Михалков просто замечательный, – признает Манский. – Что пожелаешь, учитывая это, человеку, находящемуся в пенсионном возрасте? Пойти на отдых поскорее и насладиться тем огромным личным хозяйством, которое он трудами праведными создал. Ошибка природы, что Михалков так поздно родился. Справедливее было бы праздновать не 65-летие Никиты Сергеевича, а его 265-летие. Тогда все было бы на своих местах.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика