Фильм "Две зимы и три лета": Директор музея Федора Абрамова рассказала о грубых ляпах картины

Канал «Россия» завершает показ многосерийной картины «Две зимы и три лета». Самыми пристрастными зрителями стали жители деревни Веркола Архангельской области. Там родился и жил писатель Федор Абрамов, по романам которого и сняли киноисторию. В Верколе свято чтут память знаменитого земляка, есть даже музей в его честь

Фото: Кадр из сериала "Две зимы и три лета" //

Канал «Россия» завершает показ многосерийной картины «Две зимы и три лета». Самыми пристрастными зрителями стали жители деревни Веркола Архангельской области. Там родился и жил писатель Федор Абрамов, по романам которого и сняли киноисторию. В Верколе свято чтут память знаменитого земляка, есть даже музей в его честь. 

Женщины слишком румяные и довольные

– Кино мы смотрели, конечно, всей деревней, – рассказала нам директор музея Людмила Абрамова (она не родственница, а однофамилица писателя, в Верколе несколько ветвей Абрамовых).

– Первые впечатления: радость от того, что нашего Федора Александровича наконец экранизировали. Неточностей в киноверсии, конечно, немало. Вряд ли авторы фильма – столичные жители – знакомы с деревенским бытом. И это незнание в кадре заметно. У нас некоторые местные с матерком (не ругаются, просто такие эмоциональные у нас люди) замечают: мол, если бы на самом деле так землю пахали и сеяли, как показано в кино, ничего бы не выросло! Какая-то пародия на деревенскую работу. А труд на селе в годы войны и вовсе показали как-то легкомысленно, поверхностно. А ведь женщины, дети, старики работали на износ, выполняя тяжелейшую непосильную мужскую работу – мужики-то на фронте. Весной-летом и по двадцать часов в сутки трудились в полях. Усталость нечеловеческая. Физическое измождение, которое отражалось на внешнем виде – и руки грубые, натруженные, и худоба.

А в кино герои производят впечатление благополучных – румяные, довольные. Девушки с макияжем, в хорошей одежде. В военное время было все же не до марафета. Хоть и аккуратно старались одеваться, но нового не купить, донашивали, что есть. Одежда рвалась, и ее тщательно зашивали. И получалось: штаны – заплатка на заплатке, такая же рубашка… 

И с говором местным, по мнению Людмилы Абрамовой, киношники все же намудрили. Артисты стараются говорить на архангельском диалекте, отчаянно окая, выделяя в словах «о»: в пОлях, пОсевная, пО-моему… Но выходит карикатурно – северная речь своеобразна, но не настолько нарочита. 

Вдова огорчилась из-за названия

– А как вам исполнители главных ролей? Похожи на односельчан, которых описывал Федор Абрамов? 

– Анфиса Петровна нам понравилась. Разве что, может быть, чересчур степенно-спокойная. В книжном варианте все же более энергичная и боевая. Лукашина, которого сыграл Сергей Маковецкий, Федор Абрамов писал с себя. В 1942 году его так же, как и героя, после тяжелого ранения – перебило обе ноги – отправили в тыл. Но будущему писателю тогда было чуть за 20, совсем мальчишка. Маковецкому же в прошлом году исполнилось 55, староват для этого героя (смущенно смеется). Может быть, немного похож прической на Федора Александровича в более зрелом возрасте – у него были такие кудри, развевались на ветру. 

Но больше всего односельчан расстроило вот что. Сериал изначально снимали под другим названием – «Братья и сестры». Так называется первая часть тетралогии Абрамова. «Две зимы и три лета» – название второй части. Третья – «Пути и перепутья», четвертая – «Дом». Сериал соединил в себе все четыре произведения. 

– Но «Братья и сестры» соответствует главной мысли – в горькие годы люди были словно кровными узами связаны, – подчеркнула моя собеседница. – Почему авторы экранизации не заострили на этом внимание? Я не знаю. Так же, как мы, огорчилась и вдова Федора Александровича Людмила Владимировна. Она живет в Петербурге, приболела – возрастное, ведь ей уже за 90. Но сериал она смотрела. И с горечью спрашивала племянницу, которая живет с ней и помогает по дому: «Ну почему не «Братья и сестры» назвали? Это же самое важное!» 

Остается отметить, что съемки картины проходили в Тверской области, в 150 километрах от Москвы. В Архангельскую киношники решили не ехать – далеко. Несколько раз отправляли туда оператора. Он снимал местные пейзажи осенью, зимой, весной и летом. Эти живописнейшие кадры тоже вошли в картину. 

Читайте также:

Сергея Маковецкого спасли от холода

Сергею Маковецкому угрожала страшная опасность

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика