3 революции в кинематографе, совершенные Федерико Феллини

31 октября исполняется 20 лет со дня смерти Федерико Феллини – гениального итальянского режиссера и обладателя 5 «Оскаров», среди которых последний – за «общий вклад в киноискусство». Мы вспомнили самые выдающиеся достижения мастера

Фото:

31 октября исполняется 20 лет со дня смерти Федерико Феллини – гениального итальянского режиссера и обладателя 5 «Оскаров», среди которых последний – за «общий вклад в киноискусство». Мы вспомнили самые выдающиеся достижения мастера.

1. Сделал героем «маленького человека»

Свой путь в кино Феллини начал в довоенные годы, в эпоху фашизма и, возможно, поэтому стал одним из зачинателей самого прогрессивного и демократичного течения в мировом кинематографе – неореализма. Детство Феллини прошло в Римини, хорошо известном россиянам курортном городке на Адриатике. Позже мастер с удовольствием показывал в своих картинах детские шалости, наивные семейные традиции и шумные скандалы, местных чудиков, курортную публику, карнавалы. Персонажи его фильмов – не голливудские герои и героини, а обычные люди, повседневная жизнь которых оказывается не менее интересна. В духе неореализма сняты его первые работы: «Маменькины сынки» о жизни пятерых молодых людей на берегу Адриатического моря и «Белый шейх», за которую он получил свою первую награду – «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. За ними последовали оскароносные «Дорога» и «Ночи Кабирии», в которых его жена великая Джульетта Мазина сыграла бесхитростных девушек, простодушно верящих в свою мечту, какой бы суровой ни была реальность. Мазину после этих ролей стали называть «Чаплином в юбке». Ее Кабирия некрасива, но весела и задорна. Ей не везло в любви, но она верит, что в следующий раз повезет непременно. Фильм учит искать и находить радость в самых серых буднях. Феллини показал жизнь простых людей, их сопротивление жестокой реальности и признавал за ними право на тихое, незаметное счастье.

2. Слил воедино реальность и вымысел

В 1959 году Феллини снял один из лучших и наиболее противоречивых своих фильмов «Сладкая жизнь», главным героем которого стал преуспевающий журналист, сыгранный Марчелло Мастроянни. Его праздный персонаж мечется от одной женщины к другой, пытаясь найти себя. У фильма, подарившего нам такие понятия как «дольче вита» и «папарацци», необычная структура потока сознания, в котором сон перемежается с явью. Воспоминания и мечты здесь не менее важны, чем реальные события, причем они изображены абсолютно одинаковыми художественными средствами. Сначала фильм имел крайне негативные отзывы, и его прокат был даже какое-то время запрещен в Италии и Испании – Ватикан особенно возмутила первая сцена с вертолетом, несущим статую Христа. Однако эти запреты только подогрели интерес к фильму, который вскоре стал культовым. Свои новаторские эксперименты режиссер продолжил в автобиографичной ленте «Восемь с половиной» о творческом и жизненном кризисе кинорежиссёра Гвидо. Воображаемые эпизоды здесь тоже никак не выделены по сравнению с реальными и сняты точно так же. Картина собрала огромное количество наград, среди которых были две премии «Оскар» и главный приз Московского кинофестиваля. Правда, говорят, что Феллини, хотя и приехал с супругой в СССР, за наградой не явился, потому что узнал, что Хрущев уснул во время премьеры.

3. Отказался от сюжетной линии

Отказ от следования сюжету позволил Феллини снимать абсолютно ни на что не похожие фильмы. Он говорил: «Сейчас фильмы миновали фазу повествования в прозе и приближаются к поэзии. Я стараюсь освободить себя от определенных ограничений, то есть историй с началом, развитием и финалом. Это скорее должна быть поэма со своим собственным ритмом и размером». В 1978 году Феллини снял сюрреалистический фильм «Репетиция оркестра», в котором, по мнению психолога Игоря Поперечного, «зашифровал» описание структуры собственной личности. А в фильме «И корабль плывёт…», снятом в 1983 году, он специально подчеркнул условность экранного действия: зритель видит съёмочную группу, а волны изображаются с помощью большого полотнища. Правда, такая оторванность от реальности у позднего Феллини обернулась для него потерей зрительских симпатий. Однажды он грустно рассказал Сергею Бондарчуку, как зашёл во время показа своей картины в кинозал и не увидел почти никого, и подытожил: «Мой зритель умер».

Тем не менее революционер и реформатор Федерико Феллини изменил саму суть киноискусства и тем самым повлиял на огромное количество режиссеров во всем мире, творения которых продолжают вести киноискусство вперёд. В этом смысле зритель Феллини не умер – или родился вновь.

Читайте также:

Почему последний фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" скрывают от зрителя

4 провала фильма "Вечное возвращение"

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика