03:30, 27 Октября 2013 Версия для печати

Валерий Плотников: Антониони начал жевать галстук, чтобы не сорвать свадьбу!

В мастерской Бори и Беллы
В мастерской Бори и Беллы. Фотограф Валерий Плотников

20 октября исполнилось 70 лет фотографу Валерию Плотникову. За десятилетия работы он собрал огромный архив потрясающих портретов. Среди его героев – Владимир Высоцкий, Марина Влади, Лиля Брик, Сергей Параджанов, Булат Окуджава, Алла Пугачева, Михаил Горбачев – перечислять можно бесконечно.

В разных образах предстают актеры, музыканты, певцы, наши современники и символы ушедшей эпохи. Много лет Плотников сотрудничал и с «Собеседником». Накануне дня рождения он рассказал нам историю одной фотографии, сделанной в 1976 году в мастерской Бориса Мессерера на улице Воровского (Поварской), 20.

У Бори и Беллы

– Тогда в Москве почти не было никаких ночных заведений, так что собирались обычно у кого-то, а особенно все любили бывать у Бори и Беллы в мастерской. Собственно, это была Борина мастерская, но очень скоро все стали говорить «у Бори и Беллы». Тем более что у них тогда еще и квартиры не было и они там просто жили. У них встречались самые разные люди, Боря часто мне звонил и говорил: «У нас Антокольский» или: «У нас Тышлер». Я подхватывал аппаратуру и бежал к ним снимать.

В тот день он мне позвонил довольно поздно, уже в десятом часу, наверное: «У нас Гуэрра и Антониони, приходи». А у меня ведь к Микеланджело Антониони совершенно особое отношение, я его ценю, пожалуй, выше, чем Феллини, чем Висконти... Ну пусть не выше, а скорее он ближе мне, и если бы я снимал кино, я бы снимал, как Антониони. Я, правда, сразу Боре сказал, что Антониони не станет сниматься – я знал, что он очень не любит фотографироваться. Есть такие люди, не выносящие этого холодного акульего взгляда камеры. Удивительно, что такое встречается и среди актеров – перед кинокамерой они чувствуют себя свободно, а фотоаппарата... не пугаются, но зажимаются перед ним. Но я все-таки собрал все необходимое и поехал.

Дипломатический ход

Я приехал, когда уже вся компания была в сборе. Приготовил камеру, установил свет... Здесь же профессиональное студийное освещение на снимке – благодаря этому можно не напрягать людей командами «замрите! позируем!» – они могут двигаться, разговаривать, и все равно снимки получаются четкие, ничего не мажется. И чувствуют себя люди свободнее. Ну вот, я все подготовил, но тут Антониони через переводчика говорит: «Нет, не надо снимать...»

Ну я, в общем, так и предполагал. Но хорошо, что я не стал убирать ничего. Все оставив как есть, я присел к столу. Разговор шел о «Бумажном змее» – картине, которую Антониони и Гуэрра как раз задумывали. Они хотели снимать в Узбекистане, для этого и приезжали в СССР. Рассказывали, как ездили в Самарканд смотреть натуру... Ну, и не только об этом, конечно, обо всем вообще. Такая компания – Володя Высоцкий, Юрий Любимов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина – уж конечно тем для разговора было множество. Тогда уже Лора Яблочкина, будущая жена Тонино, вполне могла объясняться по-итальянски, и вот через нее и через переводчика шло общение. И я – совершенно без всякой корысти, но это оказался удачный дипломатический ход – рассказал Антониони историю. У нас во ВГИКе была своя фильмотека зарубежных фильмов – без перевода, правда, и даже без титров, это мы по обмену получали: мы им наши ленты на русском языке, они нам – свои. И там было штук пять ранних картин Антониони. «Затмение», «Приключение», еще что-то... И были к этим фильмам монтажные листы – на русском. Итальянского я, конечно, не знал, но по монтажным листам выучил картины наизусть и потом переводил их на показах. И вот это все я рассказал Антониони. Ему, видно, понравилось, он оттаял как-то – а он же всегда был очень серьезный, почти мрачный – и через некоторое время сам сказал: «Ладно, давайте снимемся».

Галстук Микеланджело

Это знакомство имело продолжение. Примерно полгода спустя Тонино Гуэрра и Лора поженились. Посторонних фотографов они звать на церемонию не хотели и пригласили меня. Свидетелем с итальянской стороны был Антониони, а с русской – Андрей Тарковский. И вот идет церемония, выходит такая типичная сотрудница загса с лентой через плечо, заводит свою традиционную речь: «Вы создаете ячейку общества» и тому подобное – смешно, конечно, взрослым людям... И строго командует: «Так, свидетели, сойдите с коврика, на коврике только брачующиеся»... Антониони, хотя по-русски и не понимал, но суть-то уловил прекрасно. И он вдруг начал – в точности как в недавнем прошлом грузинский президент – жевать галстук, просто чтобы не засмеяться и не сорвать церемонию! В общем, он сдержался, но зато у меня есть в архиве редкий снимок, где он почти улыбается – с такой кривой ухмылкой. А улыбающийся Антониони – это было нечастое зрелище.

«Ариведерчи, Вальера!»

И кстати, благодаря Антониони я в какой-то степени примирился с Тарковским. У нас были натянутые отношения после того, как я ушел со съемок «Соляриса». Он позвал меня туда фотографом, а я выдержал всего три месяца... Я, конечно, ушел нехорошо, ни слова не сказав ему, но мне страшно не нравилось то, как шли съемки, я смотрел на то, что там происходит, и понимал, что картина не получится – и оказался, я считаю, прав... Но прямо сказать это ему я не мог, поэтому просто ушел. И потом Андрей даже имени моего не хотел слышать. Но когда он увидел, как Антониони со мной общается, он стал хотя бы здороваться и прощаться. Большой дружбы все равно не вышло, но все-таки эта черная линия между нами исчезла. А Антониони прощался со мной очень тепло. Не просто «чао» – «пока», а «до свидания» – «ариведерчи, Вальера».

Читайте также:

Валерий Плотников: Александр Абдулов грозился убить меня за предательство

Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и другие: в хорошем месте в нехорошее время

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

06:08, 09 Декабря 2016
Телеведущий Андрей Караулов утверждает, что ему пытались заказать компромат на Шойгу и Воробьева, узнал Sobesednik.ru
»
00:02, 09 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Владимир Кара-Мурза-старший – о спорном телевыступлении Татьяны Навки в концлагерной робе
»
22:08, 08 Декабря 2016
Sobesednik.ru выяснил, исходя из каких критериев следует выбирать санки для катания детей зимой
»