Как спасли дом-музей Анны Ахматовой

Вопрос об открытии музея Анны Ахматовой в квартире на Большой Ордынке, 17 практически решился. Об этом поспешил известить общественность Михаил Куснирович

Фото:

Вопрос об открытии музея Анны Ахматовой в квартире на Большой Ордынке, 17 практически решился. Об этом поспешил известить общественность Михаил Куснирович.

Не прошло и двух лет с того момента, когда хозяева квартиры Ардовы – Баталовы предложили сделать там памятное место. Вопрос упирался в то, что в квартире прописаны члены семьи, которые были готовы переехать в другое жилье в обмен на Ордынку. Речь о потомках Бориса Ардова – покойного младшего брата протоиерея Михаила Ардова. У него было четыре жены и остались семь дочерей. Мы встретились с Михаилом Ардовым и узнали подробности.

– Михаил Викторович, в квартире на Ордынке сейчас кто-то прописан?

– Да. Якобы им будут покупать квартиры вместо этой (стоимость 4-комнатной квартиры в этом доме – 1,8 миллиона долларов. – Авт.).

– Правительство Москвы?

– Нет. Полагаю, Михаил Куснирович.

– Говорят, что вопрос уже решен.

– Нет. Но я отношусь к этому с оптимизмом. Нашей семье давно хочется, чтобы здесь появился музей, который бы назывался «Легендарная Ордынка – московский дом Ахматовой». Кого там только не было: Шостакович, Зощенко, Раневская, три нобелевских лауреата – Пастернак, Солженицын, Бродский. Там Цветаева впервые встретилась с Ахматовой. До этого они переписывались, мечтали друг друга увидеть. Квартира четырехкомнатная, но главных комнат две: маленькая, в которой жила Ахматова, и вторая – столовая, где происходили все встречи и стоял любимый диван Ахматовой. Он сохранился.

– Что еще уцелело?

– Тут целая история произошла. Во дворе решили внезапно бороться с незаконными постройками. И без предупреждения начали снос сараев. В одном из них лежали наши вещи. Слава Богу, я в это время дома находился, мне позвонили соседи. Единственное, что мы успели спасти – это мебель. Например, буфет, на который облокачивался Райкин, а в это время Пастернак сидел за овальным столом и читал свой перевод «Фауста» и начало романа «Доктор Живаго».

Детали

Наталья Борисова, куратор создания музея:

– В СМИ появились статьи о том, что музей уже открыт. К дому №17 подъезжают автобусы с иностранными туристами, но музея пока так и нет. 18 мая состоится его закладка. Будет концерт памяти Ахматовой. Ее стихи прочтут Чурикова, Демидова, Крючкова, Баталов. Мы не хотим, чтобы из квартиры Ахматовой сделали кладбище старых предметов. Хочется, чтобы это было место, где рождаются новые имена, происходят творческие встречи. Я думаю, что в следующем году он уже появится. Как раз будет 125-я годовщина со дня рождения Анны Ахматовой. Кстати, мало кто знает, что в 20-х годах во дворе дома на Ордынке был ордынский концлагерь. Там сидели политзаключенные, инокини, монахи, даже семья хивинского хана. Здание из красного кирпича сохранилось. Там даже до сих пор висят таблички: «Не пускайте гулять маленьких детей и животных. Их могут покусать крысы». Очень мало информации сохранилось об этом. Я сейчас занимаюсь ее поиском.

Читайте также:

Анна Ахматова хотела повеситься, а Николай Гумилев - отравиться

Священник Михаил Ардов: Церковь не должна быть политотделом!

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика