Классики русской литературы пристыдят книжных пиратов

«Российский книжный союз» начинает рекламную акцию в надежде повлиять на тех, кто ворует книги из Интернета. Писатели сомневаются в успехе начинания.

«Российский книжный союз» начинает рекламную акцию в надежде повлиять на тех, кто ворует книги из Интернета. Писатели сомневаются в успехе начинания.

Необычная социальная реклама появится на улицах Москвы 1 мая. На рекламных щитах Фёдор Достоевский (который, как известно, был заядлым игроком) будет изображён сидящим в казино, Антон Чехов, получивший, как мы помним, образование медика — одетым в халат врача, деревенский парень Сергей Есенин — в фартуке мясника, Максим Горький — учеником пекаря.

Таким образом организаторы кампании хотят показать, чем занимались бы классики русской литературы, если бы у них не было возможности зарабатывать на жизнь писательством, и обратить внимание читателей на то, что из-за хитрости и жадности некоторых из них доходы нынешних писателей стремятся к нулю. Такие же баннеры будут и в Интернете.

В «Российском книжном союзе», объединяющем большинство крупных издательств России, задаются вопросом: «Почему законопослушные, успешные и в целом весьма приличные люди так легко «грабят» своих же любимых писателей?» и заявляют: «Мир без книг? Мы против!» (именно такое название получила кампания).

Впрочем, опрошенные порталом «Собеседник.Ру» писатели видят ситуацию иначе. Лауреат премии «Дебют» и госпремии Москвы, главный редактор портала «Свободная пресса» Сергей Шаргунов не верит, что подобные акции способны кого-либо вразумить и устыдить.

«К пиратству у меня сложное отношение. Я двумя руками за пиратство — чем больше людей прочитают то, что я написал, тем отраднее для меня. Пиратство не бьёт по моему карману, оно мне греет сердце», — говорит Сергей Шаргунов. — «Моих издателей, конечно, пиратство радовать не может, но вызывает сомнения, что такое стихийное явление удастся взять под контроль и свести на нет таким образом. Помогут только меры законодательного характера.

Разделяет скепсис Сергея Шаргунова и писатель Александр Иличевский, лауреат премий «Русский Букер» и «Большая книга». По его мнению, задача борьбы с пиратством шире одной рекламной кампании — это задача всей культуры в целом. «Чем более варварская страна, тем меньше в ней уважают интеллектуальную собственность. У нас проблемы с частной собственностью вообще, что уж говорить об интеллектуальной. В США суммарные продажи электронных текстов сравнялись с продажами текстов бумажных. У нас же не научились покупать электронные, зато перестали покупать бумажные. Если раньше я хоть что-то зарабатывал от продажи своих книг, теперь этого не хватит даже в кафе сходить, не то что на рынок», — отмечает писатель.

Оценивая перспективы борьбы с пиратством, Александр Иличевский полагает, что даже законодательные меры, на которые возлагает надежду Сергей Шаргунов, не дадут эффекта: «Бессмысленно бороться с пиратством физически. Ибо нет никакого физического способа защитить от присвоения электронный текст. Здесь борьба может лежать только в плоскости культуры, чтобы люди настолько развили своё воображение и эмпатию, что стали бы способны понимать, каково им самим было бы на места автора, продающего свои тексты ни за что».

Впрочем, нельзя сказать, что акция «Российского книжного союза» не даст совершенно никакого эффекта. «Билборды такого рода лишний раз рекламируют русскую литературу, лишний раз напомнят о многогранности таланта наших классиков», — заключает Сергей Шаргунов.

Читайте также:

Александр Городницкий: Литература больше не двигает мир...

Миахил Веллер о списке обязательной литературы: Выбирать должен школьник, а не Путин 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика