Иван Охлобыстин выделил "Собачьи годы"

В ответ на просьбу посоветовать читателям «Собеседника» несколько хороших книг Иван Охлобыстин во всех смыслах разложил все по полочкам

В ответ на просьбу посоветовать читателям «Собеседника» несколько хороших книг Иван Охлобыстин во всех смыслах разложил все по полочкам.

– Главные книги моей жизни? Долго раздумывать не стану, это всегда был Гюнтер Грасс. «Собачьи годы», но в особенности «Жестяной барабан». Это я еще из ВГИКа вынес, а потом вернулся и перечитал – главным образом потому, что меня восхитила красота слога, форма.

Я вообще люблю сложную архитектуру в тексте – это то, чего сейчас как раз очень не хватает. А у Грасса это есть в полной мере – его повествовательный язык всегда полностью соответствует содержанию, он очень продуманный, очень… как сказать? Трудно назвать его мелодичным, мелодия довольно своеобразная, обычно под этим словом что-то другое понимается…

Вообще, я так оцениваю литературу: хорош тот текст, который можно пропеть. Это не значит, что он должен быть строго ритмован, но в нем какой-то свой определенный ритм должен быть. Это очень чувствуется обычно. Я чувствую, по крайней мере, но объяснить трудно. Вот Грасс поется.

Ну, конечно, до Грасса еще отец давал мне перефотографированную копию «Мастера и Маргариты», этот роман меня здорово перевернул. А потом, когда я уже сам начал читать, такой определяющей книгой для меня стали «Сто лет одиночества».

Из последнего прочитал «Шантарам» Робертса… Ну что, неплохо, хотя, конечно, не хватает этакой сверхзадачи. А еще недавно добрался наконец до Минаева, прочитал вот эту вещь его… Забыл название, ну, самая известная, короче… А! «Духless». Ну и что – вот удивитесь, а мне понравилось. Я ее так быстро проскочил, легко, увлекательно. Но если советовать, то все-таки Грасса.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика