Пелевин-на-зарплате

В России не принято поддерживать жизнедеятельность писателя, а выжить на гонорары может только ничтожный процент литераторов в диапазоне от Дашковой до Акунина

В России не принято поддерживать жизнедеятельность писателя, а выжить на гонорары может только ничтожный процент литераторов в диапазоне от Дашковой до Акунина. Но в последнее время отечественные издатели все чаще заключают с писателем договор на пять лет – по книге в год – и выплачивают ему скромное ежемесячное содержание, позволяющее не работать и целиком сосредоточиться на литературе. Естественно, такая зарплата предлагается только тем авторам, чьи книги расходятся тиражами от 150 тысяч и кормят издателя круглый год.

В декабре в издательстве «Эксмо» увидит свет новый роман Виктора Пелевина (хотя эта информация официально и не подтверждена). Автор обязался сдавать по книге ежегодно. Его условия постоянны: никаких вмешательств в текст, который он в обстановке строгой секретности передает на электронном носителе (не по почте, во избежание взлома).

По слухам, «Эксмо» предложило любимому автору именно такую систему оплаты: вместо разовых денег Пелевин станет получать ежемесячные, за счет чего может свободно путешествовать из Германии в Китай, заезжая в Россию лишь изредка. Издательство от комментариев воздерживается: все связанное с Пелевиным окружено тайной.

Михаил Веллер: «Если вы чувствуете себя в силах писать по книге в год – идти на это можно. Но мне предпочтительнее получать от издателя приличные роялти – в наше время это никак не меньше 20 процентов с экземпляра. Я хотел бы выпускать в год не одну, а три книги – идей хватает, но писать с такой скоростью я не был способен никогда».

Татьяна Устинова: «Я знаю о такой форме оплаты, но никогда бы на нее не согласилась. У меня есть принципиальная установка – писать книгу только тогда, когда она внутренне закончена. Сегодня я пишу роман раз в два года и менять темп не намерена».

Редактор отдела современной прозы издательства «АСТ» Елена Шубина знает о многочисленных случаях «перевода на зарплату» поставщиков коммерческой литературы: «Но ни один автор из тех, с кем я работаю, на такое бы не пошел – где гарантия, что муза прилетит именно в этом году?»

Напротив, Екатерина Вильмонт считает эту форму оплаты оптимальной: «Большинство американских авторов заключают контракты на большие книжные серии и получают от издательства не гонорар, а фактически зарплату».

Скажем, американка Лоран Донер, чьи эротические романы пользуются стабильным успехом у домохозяек, заключила контракт на 75 романов с издательством Ellora’s Cave и тем избавила себя от забот: все ее дела, включая оплату путешествий, ведет агент издательства. На 75 романов у Донер, по ее подсчетам, уйдет 8 лет. Книги соответствующие – в одной домохозяйку похищают инопланетяне, чтобы сделать секс-рабыней, в другой то же самое проделывают дикари…

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика