Поправки в правила ОСАГО: первый взгляд

Sobesednik.ru обсудил предлагаемые изменения в правилах ОСАГО с представителем Российского союза автостраховщиков

Фото: 3 октября президенту должны быть представлены предложения по изменению правил ОСАГО // Global Look Press

Sobesednik.ru обсудил предлагаемые изменения в правилах ОСАГО с представителем Российского союза автостраховщиков.

3 октября президенту должны быть представлены предложения по изменению правил ОСАГО. Потом они еще будут рассмотрены Госдумой, а пока всех будоражат прорывающиеся новости — о том, что готовят автомобилистам. Исполнительный директор Российского союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал Sobesednik.ru, что именно будет предложено россиянам.

Расклад сил

— Называют три ведомства, которые выдвигают предложения: Центробанк, Минфин и РСА. Кто тут главный?

— Минфин и Центробанк в равной мере инициаторы поправок. Минфин подготовил проект закона и разместил для обсуждения, а ЦБ является регулятором в ОСАГО, он дает свои предложения.

— Про некоторые поправки, которые уже начали обсуждать, говорят, что они согласованы. Кто с кем и что согласовывает, если президенту они еще не представлены, а Госдума их вообще не видела?

— «Согласованы» — неверное слово. Предложения обсуждаются — пока между ЦБ, Минфином и РСА. На сегодняшний момент (1 октября 2016 г. — ред) мы продолжаем спорить вот по такому вопросу: это — закрепление за каждым автомобилем сервисов, которые выбрал владелец. И второй момент — кто выбирает возмещение: владелец авто или страховщик.

Спорные моменты

— О чем идет речь?

— Центробанк попытался разделить порядок организации работы на две части. Сейчас существует прямое возмещение убытков (ПВУ): если ваше авто пострадало в ДТП с двумя машинами и нет пострадавших (но не европротокол), вы обращаетесь в свою страховую кампанию (СК), и она все урегулирует. А если в ДТП участвовало три и больше машин, вы идете уже к страховщику виновника.

ЦБ предлагает разделить выплату в натуральной форме (ремонт) на два подхода. А именно: тот, кто попадает в ДТП по ПВУ, имеют право пойти в тот сервис, который он выбрал при заключении договора. То есть, оформляя полис, клиент будет вписывать, где бы он хотел ремонтировать машину в случае ДТП.

— А страховщики против?

— Мы указываем на трудности. Во-первых, не во всех регионах страны можно обеспечить выбор станций обслуживания. Во-вторых, это в Москве у сервисов есть более-менее стабильный доход, а в регионах они быстро меняются: сегодня есть, завтра нет. Станция пропала — что делать клиенту? Начнутся судебные тяжбы... Или станция резко подняла тарифы, и СК прекратила с ней сотрудничество. А у клиента договор, где прописан именно этот сервис... Мы видим очень много проблем в таком жестком закреплении. Даже по договору КАСКО нет такого.

— И что в итоге?

— РСА предлагает разумную вещь: страховщик вправе определять, на какой сервис отправлять клиента. Нередки ситуации, когда одни сервисы перегружены, а другие пустуют. А мы, страховщики, отвечаем не только за качество ремонта, но и за время этого самого ремонта. Поэтому логично, если СК сама будет выбирать сервис для клиентов. Но все это пока еще активно обсуждается.

Тарифы менять не будут

— Это будет входить в пакет предложений, который представят президенту?

— Да, и еще два пункта. Но это только то, что Госдума должна будет рассмотреть на осенней сессии. На самом деле закон об ОСАГО нуждается в серьезной коррекции, и есть масса других предложений, которые, как мы надеемся, будут рассмотрены весной будущего года — а пока они еще нуждаются в доработке.

— Главный вопрос, который волнует всех: подорожает ли ОСАГО?

— Те предложения, которые будут обсуждаться в первую очередь, так выстроены, чтобы тарифы ОСАГО ни в коем случае не изменились.

— Уже легче. А весенние поправки такое предполагают?

— Почему? Нет. По оценке Минфина и страховщиков, в целом тариф не увеличится. Но это означает, что для кого-то он повысится, для кого-то понизится, а в среднем останется прежним.

— Очень опасная фраза — «в среднем»...

— Ну, если быть конкретным, то самое революционное предложение, которое будет обсуждаться в весеннюю сессию — у Минфина. Ведомство предлагает сделать тариф единым для всех, независимо от мощности автомобиля. Но ЦБ против такого предложения. Ведь разделение по «лошадям», кроме всего прочего, несет социальную нагрузку.

— Я слышала, что РСА между тем считает это предложение вполне разумным...

— Тут дело в том, что журналисты увидели лишь одну эту часть предложения, а там речь шла о целой конструкции, довольно логичной. Ведь Минфин предлагает не только уравнять всех под одну гребенку, отменив тариф в зависимости от количества «лошадок», но и разрешить страховщику установить для него другой коэффициент. То есть СК сможет сама использовать понижающий (или повышающий) коэффициент в зависимости от качества и стиля вождения.

— Думаю, что владельцы-«малолошадники» точно не готовы платить столько же, сколько обладатели «майбахов» и «лексусов». Если сейчас человек платит 4 тысячи, а станет — не меньше 7, или ему скостят цену ОСАГО до 6, если признают его вождение качественным, вряд ли это покажется ему большой удачей.

— Именно потому, что в этой норме заложена социальная составляющая, ЦБ против нее. И мы, страховщики, объясняли Минфину, что нельзя не учитывать социальный фактор. Смена этого коэффициента — это в первую очередь удар по социально незащищенным слоям населения. Думаю, что хоть обсуждение этого вопроса и отнесли на весеннюю сессию, едва ли оно будет поддержано Центральным банком. Кстати, и помимо социальной составляющей коэффициент мощности экономически обоснован.

Ремонт натурой

— То есть весной, судя по всему, надо приготовиться к тратам. А пока что конкретно предлагается?

— Главное изменение: натуральная форма возмещения будет введена только для владельцев (физических лиц) легковых транспортных средств. То есть при ДТП автомобиль надо будет отдать в ремонт, а не получать денежную компенсацию. Но форму возмещения определяет страховщик — при убытке.

Денежная компенсация возможна в нескольких случаях: если превышен лимит в 400 тысяч руб. (предположим, в ДТП участвуют несколько машин, тогда лимиты могут быть превышены); если такой потерпевший живет в удаленном населенном пункте и ближайшая к нему станция автосервиса, с которой есть договор у СК, находится слишком далеко. В общем, деньгами частный автовладелец легкового авто может получить компенсацию в тех случаях, когда требования страховщика невыполнимы. Во всех остальных случаях он выбирает автосервис из предложенного страховщиком перечня.

— А включает ли СК в свой список сервисы официальных дилеров?

— Страховщик включает все сервисы, которые согласны работать по ремонту на соответствующих единой методике расценках.

— Что еще предлагается?

— Минфин предлагает страховщику отвечать за качество ремонта. То есть СК должна своевременно выдать направление на ремонт, оплатить ремонт на указанном сервисе, а также согласовать скрытые повреждения. И главное новшество: если у автовладельца возникают претензии или проблемы, СК обязана организовать экспертизу качества ремонта.

— За свой счет?

— Да. Если экспертиза подтвердит, что ремонт был проведен некачественно, СК должна обеспечить устранение этого промаха, оплатить новый ремонт. То есть претензия регулируется не деньгами, а ремонтом — на этом же или другом сервисе.

— Таким образом страховщики хотят платить меньше?

— Основной повод был другой. Изменение тарифа не предусматривается, но для потребителя хотели сделать более качественную услугу. Ведь основная проблема ОСАГО сегодня: люди говорят, что им не хватает денег на ремонт. А их и не должно хватать, так как по закону выплата производится за минусом стоимости износа запасных частей (она так и будет производиться). Так что выбирать ремонт теперь будет намного выгоднее для автовладельца: все предложения сделаны из того расчета, чтобы человек не доплачивал за ремонт ни копейки и чтобы при этом страховой взнос не увеличивался, а при ремонте автовладельцы бы не доплачивали за износ деталей.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика