По Москве на велосипеде: опасны ли "европейские ценности"?

Москвичей агитируют ездить на велосипедах — каково это, колесить по столице на работу и обратно, выяснял «Собеседник»

Фото: На велосипеде по Москве // Александр Алешкин / «Собеседник»

Москвичей агитируют ездить на велосипедах — каково это, колесить по столице на работу и обратно, выяснял «Собеседник».

Некоторое время назад Москва взяла пример с Амстердама и стала развивать велокультуру. Появились прокат велосипедов, дорожки для велосипедистов и активная реклама этого вида транспорта где только можно. «Собеседник» решил проверить, насколько это вообще реально – пересесть на велосипед.

«Встанут тут, путь перегородят»

Велосипедисты всерьез заявляют, что их транспорт в Москве вполне может стать средством не только развлечения, но и передвижения – на нем, например, можно ездить на работу. Можно, если работать в пределах 5 км от дома. Но от южной окраины столицы до центра расстояние почти 35 км – каждый день не наездишься. Но энтузиасты двухколесной безмоторной езды советуют комбинировать велосипед с другими видами транспорта – дескать, это выход.

Своего велосипеда у меня нет, поэтому встал вопрос об аренде. Сутки велопроката стоят 1200 рублей. Проездной на полтора месяца езды в метро – 1400 рублей. Арифметика простая и не в пользу двух колес. Брать велосипед выгодно, если иногда хочется покататься – велик на час обойдется в 100–200 рублей.

В итоге велосипед решено было арендовать бесплатно у коллеги. Живут они, коллега и велосипед, в Долгопрудном, и в Москву велоконь ехал электричкой – днем, когда вагоны полупустые. Там же я получила два первых велоурока. Урок первый: если ты с велосипедом, твое место – в тамбуре. Приготовьтесь к тому, что в общественном транспорте вам нигде не удастся расположиться удобно и тем более присесть.

[:wsame:]

– Встанут тут, путь перегородят, – будничным голосом сообщил первый же зашедший в вагон мужчина. Это был велоурок второй. Стало понятно, что с появлением велосипеда я перешла в другой социальный класс, изначально не пользующийся уважением у других участников движения.

Мое место с краю

Обычно мой путь с работы домой выглядит так: 1,5 километра до метро, дальше – на метро с одной пересадкой. Закончив вечером дела, я села на велик и покатила к подземке по прямой.

По правилам дорожного движения велосипедисты должны ездить по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет, справа по ходу движения. Велосипедных дорожек по моему маршруту нет – впрочем, обнаружить их в городе мне вообще не удалось. С учетом припаркованных у обочины машин пришлось ехать в одном ряду с автомобилями. Но потом 4-полосная дорога сузилась вдвое, стало совсем тесно, и меня в конце концов выжали на тротуар.

[:wsame:]

Как правило, велосипедисты в этом случае едут уже по пешеходной части улицы, вызывая раздражение у прохожих и в общем-то нарушая закон. Я решила не портить себе карму, спешилась, но со своим велосипедом все равно всем мешала. Увы, места мне не было нигде – ни среди колесных, ни среди пеших.

«С лесапедом нельзя!»

Путь в метро лежит через подземный переход, но спустить туда велосипед непросто, несмотря на пандусы. Ставишь велосипед в колею, и он катится – нужно придерживать руками, а вокруг торопятся и толкают. Единственным, кто выразил желание помочь, был местный бомж. Перед турникетами метро меня ждало еще одно испытание.

– Стоять! Куда пошла?! – раздалось из будки. – С лесапедом нельзя!

Это неправда. С велосипедом в метро можно. Но только если он сложен или оформлен как багаж (стоит это 60 рублей). К счастью, мой был складным, и из будки кричать перестали.

[:image:]

Новое препятствие – эскалатор. С велосипедом я заняла почти всю ступеньку и мешала людям, которые спускались по левой стороне. Они в общем-то имели право спускаться, как и я – стоять, но всем было неудобно. Поскольку правой рукой я придерживала велосипед, то держаться за поручень было нечем.

В вагоне нашлась свободная площадка у дверей. Это меня спасло, потому что в середине вагона приткнуться с великом негде. Пассажиры, косясь, обходили меня стороной: складной велосипед раскладывался, джинсы и кеды были перепачканы смазкой от цепи. Я чувствовала себя не очень чистой белой вороной.

На пересадке с обычного метро на наземное всегда толпы народу. Наверное, я бы долго стояла на перроне, прижимая к себе «лесапед», если бы не очередной – второй за день – добрый самаритянин. Какой-то мужчина подхватил мой велик, как перышко, и занес его в вагон так, что остальные пассажиры молча попятились. Самаритянин, как и следовало предполагать, оказался велосипедистом. Он опознал во мне новичка и прочитал короткий ликбез:

– Чтобы вас машина не сбила, пользуйтесь руками. Выставляете руку назад – значит, сейчас остановитесь, помахали вправо – сигналите, что делаете правый поворот.

С троллейбусом наперегонки

Опыт перевозки велосипеда в метро оказался слишком экстремальным, и наутро я решила выбрать другой путь: на электричке до Курского вокзала, 5 км по Садовому кольцу и еще пару – по жилым кварталам. Этот маршрут обычно занимает у меня полтора часа. До станции домчала за 10 минут, но в 9-часовую электричку с велосипедом не влезла. По лицам пассажиров в тамбуре было понятно, что не стоит даже пытаться.

[:wsame:]

В итоге на Курский приехала на полчаса позже запланированного. Но самый ужас настиг меня на Садовом кольце. Это вам не по горящим углям бегать! Поток машин там настолько плотный, что ряды не сосчитать, и непонятно, где тебе ехать, чтобы тебя не даванули ненароком.

К счастью, правая сторона была относительно свободной. Вот только пришлось делить ее с троллейбусом, и я постоянно оборачивалась, чтобы не попасть ему под колеса. Потом был автобус. Перед зеброй, запаниковав, я сошла с велосипеда и решила перейти улицу более привычным способом – как пешеход. Это было трусливо, но лучше час побыть трусом, чем месяц героем на больничной койке. Впрочем, водитель автобуса все равно презрительно мне по­сигналил.

«Вас должны пропускать»

Следующий перекресток был еще страшнее, а переход поблизости – только подземный и без пандусов. По счастью, в этом месте дежурил инспектор ГИБДД (хороший, правильный инспектор), который предложил перевести меня через дорогу. И по пути сообщил, что я вообще зря комплексую:

– У вас как у участника дорожного движения преимущества на дороге. Машины должны велосипедистов пропускать.

Машины, видимо, были не в курсе, потому что пропускать меня совершенно не собирались. Наоборот, на моих глазах «коллеги», проезжая перекрестки, были вынуждены лавировать между автомобилями. Я так не умела, поэтому остаток пути пользовалась подземными переходами. И заметила, что многие велосипедисты поступают так же. Жизнь все-таки дороже понтов.

Итого: 3,5 часа от дома до работы.

Надо ли говорить, что я устала, испачкалась, взмокла и могла думать о чем угодно, кроме работы? Пересесть на велосипед, конечно, можно, но вот нужно ли – большой вопрос. Объявлять Москву велосипедным городом, мягко говоря, рановато: если она когда-нибудь им и станет, то наступит это светлое будущее, боюсь, еще очень не скоро.

[:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика