12:02, 19 Апреля 2015 Версия для печати

GM дал задний ход. Что творится на закрывающемся заводе

Начало сотрудничества было многообещающим
Начало сотрудничества было многообещающим
Фото: РИА "Новости"

«Собеседник» побывал на заводе General Motors под Санкт-Петербургом, чтобы увидеть, как мировой бренд покидает Россию.

GM сворачивает российские проекты. Отныне в нашу страну будут ввозиться лишь Cadillac и премиальные Chevrolet. Остальная линейка Chevrolet и все марки Opel здесь больше продаваться не будут. GM оставляет только совместное с АвтоВАЗом производство Chevrolet Niva. А завод под Петербургом в июне закроет на консервацию.

Промзона Шушары

В сущности, завод уже не работает. Основное производство закрыто. Пока еще теплится жизнь только в цехе крупноузловой сборки.

На заводе – режим строжайшей тайны. Посетителей не жалуют. Да им и в лучшие-то годы тут не были особенно рады: журналисты и вовсе могли оказаться здесь лишь на каком-либо показательном мероприятии.

Добраться до завода можно только на развозке (для сотрудников) или на такси. Есть еще вариант (которым мне и пришлось в итоге воспользоваться) – километра три пешком от ближайшей остановки автобуса.

Завод General Motors под Санкт-Петербургом
Завод General Motors под Санкт-Петербургом
Фото: opel.com

Девять лет назад все выглядело намного оптимистичней, когда по этой дороге однажды пронесся автомобиль губернатора города Валентины Матвиенко, в котором она везла президента GM по Европе Карла Форстера – показать участок для будущего завода. Как рассказывают экс-сотрудники администрации города, Форстер тут же принял решение – заводу здесь быть. Впрочем, за пару месяцев до того делегация из Питера специально летала в США, чтобы ознакомить глав корпораций с возможностями города. А GM к тому времени уже несколько лет пытался освоить российский рынок.

Из иностранцев на заводе – только начальник производства и гендиректор. Все остальные – россияне: и топы (4 человека), и среднее звено. Раньше тут трудились 2700 человек, первые сокращения прошли в 2013-м, потом в 2014-м... Сейчас с каждым днем остается все меньше сотрудников. На 7 апреля было всего 700 человек. Средний оклад – 37–40 тысяч рублей. Оставшиеся почти все время в простое, поэтому получают 2/3 от среднего заработка.

7 окладов – это мало

– Мы стараемся сделать все возможное для увольняемых: даем 7 окладов и увольняем в присутствии сотрудников городского центра занятости и кадрового агентства Kellyservices. Но у нас тут два профсоюза, и каждый видит решение ситуации по-своему, – рассказала мне Виктория Чуйкина, она отвечает на заводе за связь со СМИ.

Профсоюзов действительно два. В одном – всего два сотрудника офиса, и они в целом согласны с политикой руководства GM. Представителей другого (Межрегионального профсоюза работников автопрома – МПРА) еще недавно на заводе было 150 человек. Один из них – Роман Косенков – увольняться «по соглашению» не собирается.

– Почему? Семь окладов – это больше, чем вы получите при сокращении, – спрашиваю у него и других рабочих, согласившихся со мной встретиться.

– Семь окладов – это очень мало, – отвечает Роман. – Среднее время поиска работы – год, поэтому мы требуем от 12 до 18 окладов при добровольном увольнении. Многие из нас на заводе с его первого дня, мы помогли GM получить миллиардные прибыли, на консервацию концерн выделил сотни миллионов долларов. Думаю, это наше требование справедливо.

Роман Косенков, представитель Межрегионального профсоюза работников автопрома
Роман Косенков, представитель Межрегионального профсоюза работников автопрома
Фото: mpra.info

– А мне никак нельзя увольняться по соглашению, – вступает в разговор оператор сборки Гузель Новицкая. – У меня кредит на квартиру. Если меня сократят, это будет страховой случай. В противном случае – нет.

– При сокращении служба занятости подыскивает работу, оплачивает переобучение, – перечисляет плюсы иного варианта решения проблемы Нелли Попова, тоже оператор сборки. – Мне 42 года, так даже на склад устроиться проблематично.

– Да и полис ДМС в этом случае будет действовать еще месяц (при увольнении отнимают сразу), – вспоминает Роман еще один аргумент. – Он у нас очень приличный – 80 тысяч рублей на сотрудника , а также ДМС на члена его семьи. Моей жене скоро рожать, а в полис входят ведение беременности и роды.

Борьба

Почему GM не объявляет официально о сокращениях, а хочет решить все мирно, «по согласию сторон»? Представители концерна это не комментируют, уводя разговор в сторону щедрой компенсации.

– GM работает здесь по программе господдержки. – У одного из активистов МПРА Максима Кулаева есть свое объяснение. – То есть у них льготное налогообложение, другие преференции. Закрытием они уже нарушили договоренности. Насколько я знаю, город планирует требовать выплаты неустоек. В этой ситуации объявлять о массовом сокращении для GM невыгодно вдвойне.

Теперь GM готов платить рабочим 12 окладов при добровольном увольнении
Теперь GM готов платить рабочим 12 окладов при добровольном увольнении
Фото: архив редакции

Рабочие тем временем обратились в прокуратуру города (та, впрочем, нарушений в действиях GM не нашла, но обещала следить за процессом увольнений и даже провела беседу на эту тему с гендиректором GM в РФ и СНГ г-ном Рытвински).

– А 27 марта у нас был митинг, – гордится Роман.

– Помогло?

– Ну, – Роман задумывается, – после митинга перестали дергать беременных, стали вежливее. Раньше разговор шел так: заткнись и подписывай, что тебе дают. Документы читать не давали – сначала подпись поставь. Сейчас дают бумаги на ознакомление...

Кто вскрыл шкафчики

После встречи со мной рабочие собираются в полицию – накануне на заводе были вскрыты шкафы с личными вещами. Многое пропало. У Романа, к примеру, там хранились дорогой прибор для измерения влажности и ключ с насадками за 17 тыс. руб., у Нелли – 2 тыс. руб. и личные вещи, у Гузель – золотое кольцо...

– Может, таким образом нас хотят подтолкнуть к увольнению, – предполагает Нелли. – У каждого из нас именной шкафчик, который запирается на ключ. Те, кто уволился, сдают все рабочие вещи, карты, ключи – под подпись. И их шкафы уже больше не запираются. А тут мы пришли на смену и увидели: все вещи разбросаны, а шкафы вскрыты. Обратились к менеджеру по персоналу, он отправил нас к клерку. Тот – на склад рабочей одежды... В общем, на заводе сейчас концов не найти.

На заводе кто-то вскрыл шкафы с личными вещами рабочих GM
На заводе кто-то вскрыл шкафы с личными вещами рабочих GM
Фото: архив редакции

У иностранцев лучше

– На Toyota летом открывается новая линия, там будут собирать RAV4. Но набора рабочих пока нет, – размышляет Роман о перспективах. – Может, удастся туда устроиться... А куда еще? На Hyundai у меня брат работает, там сейчас меньше производят машин, но никого не увольняют. А вот на Ford сокращения идут, хотя и работа продолжается. Знаю, что люди бастуют – но они там всегда бастуют, когда хотят повысить зарплату. У нас тоже было над чем работать профсоюзу. Так, у меня два друга стали инвалидами, а GM им никаких пособий не выплатил. Один стер сухожилия на руке. Он днище кузовов мазал герметиком – рука все время выше головы, кровь плохо циркулировала. Второй на сварке работал, заработал грыжу. Первому дали подписать какую-то бумагу и уволили. Второго перевели на другую работу, с которой он сам уволился через месяц. И все же работать у иностранцев лучше. Стабильнее. Хотел или нет GM, но он обязан был соблюдать хотя бы основные требования законодательства РФ. А мои друзья на наших предприятиях жалуются, что им иногда даже зарплату не выплачивают.

Политика или экономика?

Эксперт аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтун
Эксперт аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтун
Фото: Личная страница в Facebook

– Последствия от ухода GM – это не только увольнения в Шушарах, – говорит эксперт аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтун. – В феврале GM закрыл линию на «Автоторе» (Калининград). До конца года он прекратит выпуск Shevrolet Aveo на ГАЗе... Кроме того, у GM – самая крупная дилерская сеть в России. Думаю, как минимум наполовину сократится и она. Видите, сколько людей потеряют работу?

Официальное объяснение GM: тут нет перспектив, продажи падают. С этим трудно согласиться – рынок Shevrolet Aveo в России был самым большим в Европе. А продажи сильнее упали у Peugeot и Citroen. Между тем никто уходить не собирается (правда, никто не будет и увеличивать производство): ни Renault – у него, кстати, самая глубокая локализация, – ни Nissan, ни даже Ford... У них локализация тоже уже превышает 60%. У всех – долгосрочные планы: Volkswagen построил завод двигателей в Калуге.

Видимо, все же решающими в уходе GM стали политические мотивы. В 2009-м Opel был на грани банкротства. Кстати, Сбербанк хотел его купить. Ему не позволили – у иностранцев жесткая установка: не продавать в Россию автотехнологии. В то время правительство США сделало большие финансовые вливания в GM. А раз так (Ford, к примеру, ничего не получил), то можно и диктовать условия игры. Иначе трудно объяснить, почему, вложив 300 млн $ в этот завод, GM сейчас собирается потратить 800 млн $ на его закрытие и консервацию.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

15:29, 08 Декабря 2016
Один из основателей «Диссернета» прокомментировал для Sobesednik.ru слова ректора МГУ о Болонской системе образования
»
15:06, 08 Декабря 2016
Неприятности преследуют Александра Буйнова. На днях певцу сломала нос собственная собака, узнал Sobesednik.ru
»
14:59, 08 Декабря 2016
Социолог «Левада-центра» объяснила, почему россияне отказались сокращать траты на Новый год вопреки падению доходов
»