GM дал задний ход. Что творится на закрывающемся заводе

«Собеседник» побывал на заводе General Motors под Санкт-Петербургом, чтобы увидеть, как мировой бренд покидает Россию

Фото: Начало сотрудничества было многообещающим // РИА "Новости"

«Собеседник» побывал на заводе General Motors под Санкт-Петербургом, чтобы увидеть, как мировой бренд покидает Россию.

[:rsame:]

GM сворачивает российские проекты. Отныне в нашу страну будут ввозиться лишь Cadillac и премиальные Chevrolet. Остальная линейка Chevrolet и все марки Opel здесь больше продаваться не будут. GM оставляет только совместное с АвтоВАЗом производство Chevrolet Niva. А завод под Петербургом в июне закроет на консервацию.

Промзона Шушары

В сущности, завод уже не работает. Основное производство закрыто. Пока еще теплится жизнь только в цехе крупноузловой сборки.

На заводе – режим строжайшей тайны. Посетителей не жалуют. Да им и в лучшие-то годы тут не были особенно рады: журналисты и вовсе могли оказаться здесь лишь на каком-либо показательном мероприятии.

Добраться до завода можно только на развозке (для сотрудников) или на такси. Есть еще вариант (которым мне и пришлось в итоге воспользоваться) – километра три пешком от ближайшей остановки автобуса.

[:image:]

Девять лет назад все выглядело намного оптимистичней, когда по этой дороге однажды пронесся автомобиль губернатора города Валентины Матвиенко, в котором она везла президента GM по Европе Карла Форстера – показать участок для будущего завода. Как рассказывают экс-сотрудники администрации города, Форстер тут же принял решение – заводу здесь быть. Впрочем, за пару месяцев до того делегация из Питера специально летала в США, чтобы ознакомить глав корпораций с возможностями города. А GM к тому времени уже несколько лет пытался освоить российский рынок.

Из иностранцев на заводе – только начальник производства и гендиректор. Все остальные – россияне: и топы (4 человека), и среднее звено. Раньше тут трудились 2700 человек, первые сокращения прошли в 2013-м, потом в 2014-м... Сейчас с каждым днем остается все меньше сотрудников. На 7 апреля было всего 700 человек. Средний оклад – 37–40 тысяч рублей. Оставшиеся почти все время в простое, поэтому получают 2/3 от среднего заработка.

[:rsame:]

7 окладов – это мало

– Мы стараемся сделать все возможное для увольняемых: даем 7 окладов и увольняем в присутствии сотрудников городского центра занятости и кадрового агентства Kellyservices. Но у нас тут два профсоюза, и каждый видит решение ситуации по-своему, – рассказала мне Виктория Чуйкина, она отвечает на заводе за связь со СМИ.

Профсоюзов действительно два. В одном – всего два сотрудника офиса, и они в целом согласны с политикой руководства GM. Представителей другого (Межрегионального профсоюза работников автопрома – МПРА) еще недавно на заводе было 150 человек. Один из них – Роман Косенков – увольняться «по соглашению» не собирается.

– Почему? Семь окладов – это больше, чем вы получите при сокращении, – спрашиваю у него и других рабочих, согласившихся со мной встретиться.

– Семь окладов – это очень мало, – отвечает Роман. – Среднее время поиска работы – год, поэтому мы требуем от 12 до 18 окладов при добровольном увольнении. Многие из нас на заводе с его первого дня, мы помогли GM получить миллиардные прибыли, на консервацию концерн выделил сотни миллионов долларов. Думаю, это наше требование справедливо.

[:image:]

– А мне никак нельзя увольняться по соглашению, – вступает в разговор оператор сборки Гузель Новицкая. – У меня кредит на квартиру. Если меня сократят, это будет страховой случай. В противном случае – нет.

[:rsame:]

– При сокращении служба занятости подыскивает работу, оплачивает переобучение, – перечисляет плюсы иного варианта решения проблемы Нелли Попова, тоже оператор сборки. – Мне 42 года, так даже на склад устроиться проблематично.

– Да и полис ДМС в этом случае будет действовать еще месяц (при увольнении отнимают сразу), – вспоминает Роман еще один аргумент. – Он у нас очень приличный – 80 тысяч рублей на сотрудника , а также ДМС на члена его семьи. Моей жене скоро рожать, а в полис входят ведение беременности и роды.

Борьба

Почему GM не объявляет официально о сокращениях, а хочет решить все мирно, «по согласию сторон»? Представители концерна это не комментируют, уводя разговор в сторону щедрой компенсации.

– GM работает здесь по программе господдержки. – У одного из активистов МПРА Максима Кулаева есть свое объяснение. – То есть у них льготное налогообложение, другие преференции. Закрытием они уже нарушили договоренности. Насколько я знаю, город планирует требовать выплаты неустоек. В этой ситуации объявлять о массовом сокращении для GM невыгодно вдвойне.

[:image:]

Рабочие тем временем обратились в прокуратуру города (та, впрочем, нарушений в действиях GM не нашла, но обещала следить за процессом увольнений и даже провела беседу на эту тему с гендиректором GM в РФ и СНГ г-ном Рытвински).

– А 27 марта у нас был митинг, – гордится Роман.

– Помогло?

– Ну, – Роман задумывается, – после митинга перестали дергать беременных, стали вежливее. Раньше разговор шел так: заткнись и подписывай, что тебе дают. Документы читать не давали – сначала подпись поставь. Сейчас дают бумаги на ознакомление...

[:rsame:]

Кто вскрыл шкафчики

После встречи со мной рабочие собираются в полицию – накануне на заводе были вскрыты шкафы с личными вещами. Многое пропало. У Романа, к примеру, там хранились дорогой прибор для измерения влажности и ключ с насадками за 17 тыс. руб., у Нелли – 2 тыс. руб. и личные вещи, у Гузель – золотое кольцо...

– Может, таким образом нас хотят подтолкнуть к увольнению, – предполагает Нелли. – У каждого из нас именной шкафчик, который запирается на ключ. Те, кто уволился, сдают все рабочие вещи, карты, ключи – под подпись. И их шкафы уже больше не запираются. А тут мы пришли на смену и увидели: все вещи разбросаны, а шкафы вскрыты. Обратились к менеджеру по персоналу, он отправил нас к клерку. Тот – на склад рабочей одежды... В общем, на заводе сейчас концов не найти.

[:image:]

У иностранцев лучше

[:rsame:]

– На Toyota летом открывается новая линия, там будут собирать RAV4. Но набора рабочих пока нет, – размышляет Роман о перспективах. – Может, удастся туда устроиться... А куда еще? На Hyundai у меня брат работает, там сейчас меньше производят машин, но никого не увольняют. А вот на Ford сокращения идут, хотя и работа продолжается. Знаю, что люди бастуют – но они там всегда бастуют, когда хотят повысить зарплату. У нас тоже было над чем работать профсоюзу. Так, у меня два друга стали инвалидами, а GM им никаких пособий не выплатил. Один стер сухожилия на руке. Он днище кузовов мазал герметиком – рука все время выше головы, кровь плохо циркулировала. Второй на сварке работал, заработал грыжу. Первому дали подписать какую-то бумагу и уволили. Второго перевели на другую работу, с которой он сам уволился через месяц. И все же работать у иностранцев лучше. Стабильнее. Хотел или нет GM, но он обязан был соблюдать хотя бы основные требования законодательства РФ. А мои друзья на наших предприятиях жалуются, что им иногда даже зарплату не выплачивают.

Политика или экономика?

[:image:]

[:rsame:]

– Последствия от ухода GM – это не только увольнения в Шушарах, – говорит эксперт аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтун. – В феврале GM закрыл линию на «Автоторе» (Калининград). До конца года он прекратит выпуск Shevrolet Aveo на ГАЗе... Кроме того, у GM – самая крупная дилерская сеть в России. Думаю, как минимум наполовину сократится и она. Видите, сколько людей потеряют работу?

Официальное объяснение GM: тут нет перспектив, продажи падают. С этим трудно согласиться – рынок Shevrolet Aveo в России был самым большим в Европе. А продажи сильнее упали у Peugeot и Citroen. Между тем никто уходить не собирается (правда, никто не будет и увеличивать производство): ни Renault – у него, кстати, самая глубокая локализация, – ни Nissan, ни даже Ford... У них локализация тоже уже превышает 60%. У всех – долгосрочные планы: Volkswagen построил завод двигателей в Калуге.

Видимо, все же решающими в уходе GM стали политические мотивы. В 2009-м Opel был на грани банкротства. Кстати, Сбербанк хотел его купить. Ему не позволили – у иностранцев жесткая установка: не продавать в Россию автотехнологии. В то время правительство США сделало большие финансовые вливания в GM. А раз так (Ford, к примеру, ничего не получил), то можно и диктовать условия игры. Иначе трудно объяснить, почему, вложив 300 млн $ в этот завод, GM сейчас собирается потратить 800 млн $ на его закрытие и консервацию.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика