16:31, 21 Января 2015 Версия для печати

Спасение или шаг к тюрьме? Нужна ли новая кара за пьяные ДТП

ДТП
Длительное наказание провоцирует водителя на нарушение запрета
Фото: Global Look Press

За ДТП с жертвами нетрезвых водителей предложили лишать прав на 20 лет. О риске подобного закона рассказали эксперты.

21 января появилась информация о том, что Генеральная прокуратура РФ считает, что водителей, которые учинили ДТП с жертвами, будучи в состоянии алкогольного опьянения, необходимо лишать прав на 20 лет.

Спасение или толчок к преступлению?

Журналист, автоэксперт, автор книг по вождению и гоночной теории, архитектор автодромов Михаил Горбачёв поддерживает данную идею:

— Я думаю, что как устрашающая мера лишение на 20 лет, если в пьяном виде совершил ДТП (причём я считаю, что не обязательно с жертвами, а просто любое), конечно, это очень отрезвлять в прямом и в переносном смысле многих водителей, — прокомментировал предложение Генпрокуратуры Горбачёв.

Координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Петр Шкуматов, наоборот, к подобным идеям относится отрицательно, поскольку, как он считает, это «загоняет водителей в угол»:

— Во многих странах проводились научные исследования, которые показывают, что любые административные наказания сроком более года абсолютно неэффективны и провоцируют людей, которые подверглись лишению прав, допустим, на срок более года, на нарушение этого запрета. То есть, грубо говоря, если вас лишают прав, допустим, на шесть месяцев, вы выполняете запрет, ходите пешком, не пользуетесь общественным транспортом, если вас лишают прав на полтора года, вы начинаете потихонечку изыскивать возможности для того, чтобы по-прежнему управлять автомобилем. Если вас лишат на 20 лет, пусть даже после какого-то ДТП с жертвами, это, по сути, человека поставит в абсолютно безвыходную ситуацию, и он с самого начала будет нацелен на нарушение закона, — объяснил Шкуматов.

20 лет длиною в год

Заметим, что предложение Генпрокуратуры — ответ на ранее высказанную депутатом Госдумы Олегом Ниловым идею о лишении нетрезвых водителей за ДТП с жертвами прав на пожизненный срок.

Впрочем, 20 лет или пожизненно, вероятно, не имеет никакого значения — если верить экспертам, едва ли не каждый российский автомобилист немедленно постарается найти лазейку, полностью дискредитировав саму идею закона.

— В любом случае — или лишение на 20 лет, или пожизненное лишение, — считает Петр Шкуматов, — негативно скажется на водителях. Мне, например, через 20 лет уже не на пенсию, конечно, но уже будет к этому близко. Поверьте, даже я начну искать возможности, чтобы сесть обратно за руль, если меня лишат прав на 20 лет. При том, что я пытаюсь действовать максимально в пространстве закона и установленных правил. Но если меня завтра лишат прав на 20 лет, то я буду пытаться обойти этот закон, и всё равно как-то сесть за руль.

20-летний запрет на вождение автомобилей после смертельного ДТП усилит коррупцию — люди начнут покупать дубликаты прав
Фото: Global Look Press

Эксперт уверен, что существующей в России системы, когда людей, которые попали в ДТП с жертвами, лишают прав на 3 года, достаточно, ведь с момента, когда «человек выходит из мест не столь отдалённых, он ещё 3 года с момента освобождения не может садиться за руль». По мнению Петра Шкуматова, это оправдывается тем, что человек, во-первых, не был долгое время за рулём, во-вторых, ему необходимо время на переподготовку, в-третьих, ему в целом нужно время для адаптации в гражданской жизни.

— Этот срок ещё хоть как-то можно объяснить, но 20 лет объяснить вообще невозможно, кроме как местью в отношению людей, которые, да, оступились, никто не спорит, но они понесли наказания, они, с точки зрения нашего законодательства и системного понимания, уже исправлены, и, мне кажется, действующих ограничений вполне достаточно. И самое главное, что они логичны и обоснованы, они понятны и с ними можно спорить. А вот 20 лет — уже безвыходная ситуация, люди сразу будут идти, что называется, «в кассу» и покупать себе дубликаты прав, их будут ловить, люди будут становиться рецидивистами. Сломанные судьбы и так далее. То есть это всё неправильно, — прокомментировал Шкуматов.

Чем плоха и чем хороша практика Запада

В США за первое вождение в нетрезвом виде предусматривается штраф в размере $500–1000, лишение прав на полгода, тюремное заключение до 1 года. За второе вождение в нетрезвом виде — штраф $5–10 тысяч, лишение свободы до 7 лет, лишение прав на 1 год. За ДТП с жертвами — до 10 лет тюрьмы в зависимости от штата.

В Германии за первое вождение в нетрезвом виде — штраф в размере 500 евро, лишение прав от 1 до 6 месяцев. За второе вождение в нетрезвом виде — штраф 1000–3000 евро, лишение прав на 1 год. За ДТП с жертвами — уголовный срок на усмотрение суда.

Во Франции за первое вождение в нетрезвом виде — штраф 135 евро до 0,8 промилле, 4500 евро свыше 0,8 промилле. За второе вождение в нетрезвом виде — штраф до 30 тысяч евро. За ДТП с жертвами — штраф 150 тысяч евро, до 10 лет тюрьмы.

Мы проанализировали систему, которая действует на Западе, и сравнили её с действующей российской системой.

Петр Шкуматов
Петр Шкуматов
фото с личной страницы в Facebook

Михаил Горбачев считает, что России сложно копировать немецкую систему, поскольку в Германии человеку, который уже лишался прав за пьяную езду, будет очень сложно, даже если не было никаких жертв:

— У них считается так: если человек в пьяном виде ехал на автомобиле, то причин может быть две — или он хронический алкоголик и перестал адекватно воспринимать окружающую действительность, или он психически ненормальный человек. Выдадут права ему вновь после лишения только в том случае, если специальная комиссия убедится, что на данный момент нет ни первого, ни второго фактора.

Пётр Шкуматов рассказал нам, что изучал судебную практику в Германии и поэтому считает, что там дела обстоят гораздо проще, чем в России:

— У нас тюремный срок за ДТП с жертвами, совершенное в чуть-чуть нетрезвом виде (в Германии же это 0,5 промилле, а у нас 0,35, то есть с более жёсткими условиями), до 9 лет лишения свободы, а сейчас от 3 до 9. А в Германии вы получите условный срок, если вы сделаете это первый раз, — заявил Шкуматов.

Тем не менее, в российской практике есть обратный случай, о котором Петр Шкуматов запамятовал. В 2008 году, 30 ноября, экс-преподаватель школы при посольстве Германии в Москве Беньямин Томас Хоберт на своем Porsche Cayenne сбил насмерть двух студентов Александра Евтеева и Андрея Камынина. Немец в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения. Отметим, что скорость автомобиля в тот момент была 110–140 км/ч. Авария произошла на проспекте Вернадского, где положенная скорость — 60 км/ч. В итоге Хоберта приговорили к условному сроку. Впрочем, это только подтвержает тот факт, что и против жесткого нововведения найдется масса лазеек.

Лазейки для коррупции

В России, как известно, плохо обстоят дела с законоприменением. В данном случае главную роль будет играть коррупционная составляющая:

— Когда какая-то комиссия что-то решает, то на решение этой комиссии, к сожалению, может повлиять то, что я назвал, во множественном проявлении: это может быть звонок сверху, это может быть финансовая заинтересованность и так далее, и так далее. А когда это закон и лишает прав суд на 20 лет, то там, конечно, повлиять на решение значительно сложнее, — поясняет Горбачев.

В таком случае можно было бы ужесточить не сколько законы против нерадивых водителей, а сам контроль за выполнением правил дорожных движений и наказаний. Однако Михаил Горбачёв считает, что «в сегодняшней России это сделать невозможно».

Вероятно, выход в том, чтобы упорядочить наказания в текущем их виде, а также не ужесточать наказания для тех, кто совершил правонарушение впервые:

— Для людей, которые совершили впервые какие-то пусть даже серьёзные правонарушения, наказания не должны быть слишком строгими, потому что иначе это уже получается не наказание, а какая-то месть что ли. А это неправильно, — уверяет Пётр Шкуматов.

Михаил Горбачев
Михаил Горбачев
Фото: drive-class.ru

Эксперт отмечает, что в данном случае очень важно также не подходить к истории с ДТП с жертвами эмоционально, «с ненавистью, брызгая ядом в отношении водителей, которые допустили подобное в нетрезвом состоянии»:

— Предполагается, что у нас система исправительная: то есть там, где люди отбывают срок наказания, их исправляют. Соответственно, человек, который отбыл наказание, считается исправившимся. Поэтому слова Генпрокуратуры можно интерпретировать вообще как некую констатацию факта о том, что исправительная система вовсе не исправительная. Тогда, простите, что это? Карательная система? — недоумевает Пётр Шкуматов.

Напомним, ранее появилась информация о том, что Генпрокуратура предложила лишать водителей, которые в нетрезвом виде попали в ДТП с жертвами, прав на 20 лет — в связи с тем, что максимальный срок «дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью» в соответствии со статьёй 47 УК РФ составляет 20 лет.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

20:07, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru поговорил с создателями нового сезона сериала «Обратная сторона Луны»
»
17:09, 07 Декабря 2016
Гроссмейстер Сергей Карякин поделился с Sobesednik.ru подробностями о шахматном поединке с Магнусом Карлсеном
»
16:22, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru узнал у замдиректора Института США и Канады, чего ждать от Бешеного Пса на посту министра обороны США
»