Поспешишь – себя разоришь. Как покупать машины в 2015 году

Какая ситуация сложится на авторынке в свете падения курса рубля в 2015 году? Надо ли сломя голову мчаться к дилерам?

Фото: Интервью Сергея Асланяна о том, что будет с автомобилями // Александр Щемляев / Russian Look

Какая ситуация сложится на авторынке в свете падения курса рубля в 2015 году? Надо ли сломя голову мчаться к дилерам?

Поспешишь — себя разоришь

Подорожание автомобилей закономерно вызывает тревогу у покупателей: стоит ли приобретать машину сейчас или лучше подождать в надежде на снижение цен?

[:rsame:]

— Ни в коем случае не нужно торопиться с покупкой машины, — говорит автомобильный эксперт, журналист Сергей Асланян. — Цены не устоялись: иногда они будут повышаться, иногда понижаться. И поспешившие купить автомобиль будут очень сильно огорчены, когда через непродолжительное время машина подешевеет на какой-то весомый процент.

При этом сами автолюбители вполне способны повлиять на ситуацию, однако не все догадываются как. Сергей Асланян предлагает не откликаться на текущую несуразную цену, и тогда последствия для «зарвавшихся» дилеров будут губительны, а покупатели станут хозяевами положения:

— Если мы, потребители, не будем сейчас гнать волну, мы добьемся того, к чему, собственно, я и призывал в предыдущие годы, когда цена и так уже была завышена. Я предлагал клиентам солидаризироваться и вместо того, чтобы быть абсолютным стадом, проявить гражданскую позицию, объявить бойкот, что заставит дилеров в корне менять ценовую политику, — объясняет наш собеседник.

Покупку автомобиля стоит отложить еще и потому, что наблюдается тенденция к подорожанию стоимости ремонта, которая в дальнейшем будем сохраняться: дилеры будут поднимать и стоимость нормочаса и цену запчастей.

Скидки и распродажи

2015 год грозит стать годом распродаж, которые дилеры, желая завуалировать свое непростое положение, приурочат к самым разным событиям — вплоть до совершенно несуразных. Более того, к следующей зиме некоторые дилеры могут понизить стоимость машин до уровня конца 2014 года в том случае, если не будет распродано зимнее или весеннее производство. Однако такая практика не станет массовой.

[:same:]

— Когда цена необоснованная и клиенты уже ничего не хотят покупать, тогда выбрасываются деньги на рекламу, — говорит Асланян. — Товар не дешевеет — только увеличиваются затраты, потому что за рекламу мы ведь тоже из своего кармана платим. Может быть, мы удостоимся каких-то шедевральных кампаний, которые будет хотя бы интересно смотреть по телевизору. Но к товару это отношения, конечно, иметь не будет. Сегодня суть рекламы сводится к тому, что «у нас может быть чуть-чуть выгоднее». То есть так или иначе подается завуалированная скидка.

Такой подход сможет как-то всколыхнуть покупательский интерес, но не может ничего изменить кардинально. При этом рискнувшие предложить скидку представительства будут руководствоваться наличием той или иной модели на складе, не обращая большого внимания на их комплектацию. Напротив, иные, порой даже мало необходимые особенности, будут подаваться как выгодный бонус.

Самые большие скидки ожидаются в конце финансового года, когда компании, подводя итог, осознают реальную возможность убытков. Поэтому тем, кто, к примеру, хочет приобрести автомобиль японского производителя, следует дождаться марта, когда в Японии подходит к концу финансовый год. У большинства европейских производителей этот период наступает осенью, хотя бывают исключения.

— Некоторые подводят итоги поквартально, поэтому вполне возможно, что некоторые истерики и обмороки будут ежеквартальными, — рассказывает Сергей Асланян. — Кто-то может мужественно затаиться на пару лет и принять внутри корпорации решение, что проще не продавать ничего, чем терять лицо. Единого сценария не будет. Тем более что все смотрят друг на друга, особенно в пределах одного ценового диапазона. Один бренд приглядывает за другим, и у всех одна задача: не покинув рынок, как-то удержать финансовые показатели. Они будут держаться за рынок, а не за покупателя.

Как будут хитрить автодилеры

Финальная стоимость автомобиля в РФ хотя и включает затраты и издержки производства, но на несколько порядков отличается от себестоимости: в частности, машина финальной ценой в 50 тысяч евро обходится производству лишь в 2 тысячи евро. Поэтому любые попытки дилеров убедить клиента в убыточности скидок можно отнести как минимум к лукавству.

[:rsame:]

— У самого производителя есть очень большая дельта, которая может подвинуться в пользу клиента, но компания не считает нужным этого делать, — говорит Асланян. — Но вот если продажи упадут полностью, то, конечно, чтобы не закрывать представительно, не покидать рынок, на который была такая ставка сделана, многие пойдут на существенное снижение цены, в том числе ниже закупочной, но никогда не приближенной к стоимости производства.

Только уже упоминавшиеся выше акции помогут избавиться от товара, который из-за завышенной стоимости в ожидании покупателя простаивает на складе. Дилерам невыгодно держать машину на складе больше трех месяцев, потому что машина, на которую длительное время не находится покупателя, начинает приносить убыток, и вскоре настает момент, когда хранение товарной массы разорительней, чем её продажа с большим дисконтом.

— Здесь действует другой закон экономики, когда произведена товарная масса по неудобной цене и производство не остановлено, — разъясняет потребность в распродажах автоэксперт. — Машины будут сначала совсем неприлично стоить, а потом на них будут скидывать цены, чтобы хоть как-то расчистить склад. Если машина простояла год на дилерском складе, она вылезла за все параметры рентабельности, ее проще в буквальном смысле слова сжечь на заднем дворе. Поскольку сжигать пока не принято, придется продавать уже по любой цене, по которой возьмут.

Автокредиты или автохлам?

Финансовый кризис заставляет россиян присмотреться к кредитным предложениям, тем более что некоторые банки даже прекратили прием заявок по автокредитам — отчасти и потому, что кредитная машина в нынешних условиях может иногда оказаться дешевле, чем купленная в салоне.

[:same:]

— Когда у бренда вдруг появляется предложение по кредиту, условно говоря, под 2% годовых, тогда нужно считать, при каких условиях эти 2% становятся реальностью. И те, кто умеют считать и могут разобраться, понимают, что вот эти 2% означают скидку в 150 тысяч рублей. Но напрямую объявить эту скидку никто не может. Приходится это делать завуалированно, — объясняет Сергей Асланян.

Оживится и купля-продажа на рынке подержанных автомобилей, куда уже поспешили неразумные покупатели. Причем повышение цен на вторичном рынке, как и на первичном, ничем не поддержано.

— Продавцы вторичного рынка точно так же напуганы ценами, точно так же пытаются не упустить свое и поднимают стоимость совершенно необоснованно, — выражает недовольство Асланян. — Они находятся в очень выгодной позиции. Условно говоря, взяв машину 5 лет тому назад по какой-то минимальной цене, сегодня они хотят продать либо за те же деньги, либо даже дороже — как будто она все эти годы никуда не ездила, а как коньяк настаивалась и становилась лучше.

Что год грядущий нам готовит?

По прогнозу Российской ассоциации автомобильных дилеров, в 2015 году с рынка уйдут как минимум 30% официальных дилеров. Однако реальная цифра может быть еще выше, вплоть до 70% дилеров, а выжившим придется относиться к клиенту совершенно по-другому, что, в свою очередь, вселяет надежду на их «очеловечивание».

[:rsame:]

В экономически развитых странах дело обстоит иначе. Так, в Арабских Эмиратах цена машины приближена к ее себестоимости, что свидетельствует о солидарности рынка и высокой потребительской культуре. Россия же в этом плане «недоразвитая» страна, что позволяет дилерам завышать цены.

И всё же машины будут продавать и покупать. Предсказывая общее состояние автомобильного рынка в 2015 году, Сергей Асланян уверяет:

— Конечно, какие-то покупки все равно будут. Всегда найдутся люди, которые, во-первых, не разорились, во-вторых, их это не затронуло, в-третьих, им так или иначе надо покупать. Солидарной единой позиции в нашей стране не бывает никогда и ни у кого.

[:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика