Как падение цен на нефть ударит по России и россиянам

Руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев считает, что падение цен на нефть приведёт российскую экономику к не самым приятным последствиям, однако про крах говорить всё-таки не стоит

Фото: Global Look Press

Государственный советник первого класса, руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев считает, что падение цен на нефть приведёт российскую экономику к не самым приятным последствиям, однако про крах, который прогнозируют международные эксперты, говорить всё-таки не стоит:

— Во-первых, от падения цен на нефть сильно будет в первую очередь страдать бюджет. Это зарплаты бюджетников, как вы понимаете, государственные инвестиции — достаточно большие средства, которые люди получают на руки от государства, будут сокращаться. Во-вторых, в любом случае из-за падения цен на нефть, поскольку мы не можем существенно сокращать импорт в ближайшее время и, скорее всего, в перспективе, упадёт курс рубля, — прокомментировал падение цен на нефть «Собеседнику» Олег Григорьев.

[:same:]

Григорьев считает, что падение курса рубля, к которому приведёт падение цен на нефть, имеет двойственное значение: «что-то оживляется, а мы становимся беднее, появляются стимулы к тому, чтобы больше работать и так далее». Однако, в любом случае, это «неприятно»:

— Потреблять из-за падения цен на нефть мы будем меньше. Собственно, через курс рубля всё уже на всё влияет. В-третьих, поскольку снижается курс рубля — инфляция. Будет снижаться курс, будет инфляция и по импортным товарам, если у нас начнётся импортозамещение, то всё равно по подобным товарам будет идти рост цен. Такой механизм, он будет потихоньку работать.

13 ноября появилась информация о том, что впервые с 2010 года котировки нефти сорта Brent, по которым в том числе рассчитывается цена российского сырья, ушли ниже $80 за баррель. В среду, 12 ноября, цена барреля нефти марки Brent упала ниже психологически важной отметки $80. Цена декабрьских фьючерсов на Brent составила $79,88, снизившись в ходе торговой сессии на Лондонской бирже на $1,79.

Отметим, что в первом полугодии текущего года за баррель нефти предлагалось $110, однако с середины года цены начали стремительно падать. Эксперты называют несколько причин падения котировок: рост запасов нефти в США, замедление экономик, ожидания отмены санкций в отношении Ирана, а также опасения по поводу уровня добычи ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти).

[:image:]

По словам нашего эксперта, нельзя исключать, что коммерческие предприятия смогут заработать на проблемах государственных:

— Коммерческие предприятия могут «вылезти» просто за счёт снижения реальных заработанных плат. Знаете, как по Марксу: вы покупаете дёшево товар, рабочую силу и получаете прибыль, а чем дешевле товар и рабочая сила, тем больше прибыль. Это возможно. Какие-то хозяева каких-то предприятий будут рады, — объяснил экономист.

Международные эксперты считают, что падение цен на нефть является критическим для российской экономики: она якобы не продержится более двух лет, поскольку около трети бюджета обеспечивают именно поступления от нефтяного сектора (экспортные пошлины и налоги). Бюджет страны на 2015 год был составлен, исходя из расчёта цены нефти сорта Urals в $96 за баррель.

По мнению Олега Григорьева, эксперты не правы, когда предсказывают крах российской экономики:

[:rsame:]

— Крах — очень неопределённое слово. Непонятно: а что имеется в виду? Толпы голодных людей будут бродить по улицам и друг на друга кидаться? Или ещё что-то? Вопрос не о крахе. Вопрос о том, что да, действительно, будет снижаться уровень потребления. Может снизиться достаточно значительно, для многих, конечно, это будет чувствительно, но я бы не стал говорить «крах».

Как сообщал «Собеседник», в четверг премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что из-за падения мировых цен на нефть государству, возможно, придётся пересмотреть параметры бюджета: «Если говорить о ценовых параметрах, то действительно сильное падение цен на нефть может потребовать пересмотра основных положений бюджетной политики. Но это должно быть сильное и устойчивое падение».

Олег Григорьев считает, что параметры государственного бюджета из-за падения цен на нефть действительно придётся пересмотреть:

— Как я уже сказал, доходы бюджета сильно зависят от доходов на нефть. На самом деле, есть формальный расчёт зависимости от доходов на нефть, который показывает более или менее благостную [картину]. Но надо понимать, что у нас значительная часть экономики связана с деньгами, которые получают от экспорта нефти, поэтому влияние на доходы бюджета более чем существенное.

[:same:]

Впрочем, «перевёрстка» бюджета является мерой не антикризисной, а вынужденной, поскольку государство изначально планировало один уровень доходов, исходя из которого рассчитывало расходы:

— А теперь нам, по сути дела, надо секвестировать бюджет, иначе запланированные высокие расходы нечем будет оплачивать. Это не антикризисная мера, это просто правильная реакция. Ведь представьте себе: все исходят из того, что будут большие расходы, деньги они получат — тут тогда точно начнётся крах. Просто не чем будет выплачивать: задержки зарплат, никто не платит за коммуналку... Это 90-е годы, — описывает возможную ситуацию Олег Григорьев.

По мнению экономиста, единственно верной антикризисной мерой в сложившейся ситуации будет повышение эффективности государственных расходов, если «мы даём их точно тому, кому надо, они не разворовываются, приносят результат»:

— Это касается инвестиций, это касается социальной политики, это касается всего. Проблема вся заключается в том, что, если вы раньше не заботились об эффективности государственных расходов, наступает кризис. Повышение эффективности — вообще длительная программа, которая требует много времени, — объясняет Григорьев, замечая, что при отсутствии эффективной системы бюджетных расходов во время кризиса вообще мало что можно сделать.

— А вы посмотрите, у нас чем сейчас все занимаются? Все это понимают, это обсуждается. Но предлагают повысить какие-нибудь налоги на на кого-нибудь. Эффективность расходов повысить быстро нельзя, а единственное, что можно сделать быстро, — придумать какой-нибудь новый налог, — резюмировал эксперт.

 

 

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика